Если прийти на экскурсию в особняк Зубова на Исаакиевской площади, то в гардеробе можно увидеть такую странную скамью со скошенным верхом. Функционал этой детали не совсем понятен, если не знать, откуда происходит данный предмет интерьера. А он из Немецкой реформаторской церкви, находящейся буквально в двух шагах на стыке Мойки и Большой Морской. Если вы были в протестантских храмах, то могли видеть подобные скамьи крайне удобные для прихожан во время службы.


Сейчас это серая громина ДК Связи, который в изначальном проекте должен был выглядеть как стильный конструктивизм. Но уже дули ветра новой идеологии в зодчестве и на самый верх запендюрили фриз, который тут ни к селу, ни к городу. Такая же история с кинотеатром «Москва» на Старо-Петергофском. В дальнейшем даже при возведении советских шедевров мордернизма, будь то Финляндский вокзал или БКЗ «Октябрьский», все равно не могли не впаять туда барельефы с бегущими рабочими и дедушкой Лениным. Хотя без них они бы выглядели куда более цельными.


Когда вожу экскурсии к дворцу Юсуповых, у людей случается когнитивный диссонанс при взгляде на серую коробку, вобравшую в себя красивейшую кирху. Ее убранство выкидывали прямо на улицу, и Валентин Зубов, как рачительный хозяин, распорядился принести как эту скамейку, так и кафедру, которая располагается теперь на втором этаже. Учитывая, что граф организовал в своем доме первый в России институт истории искусств, находки были весьма кстати. Институт, кстати, действует до сих пор. Интерьеры одного из главных стилистов эпохи эклектики Гаральда Боссе — мое почтение.