22 февраля во время уборки трактор снес памятник Штиглицу на площади перед вокзалом в Новом Петергофе. Судьба опять неблагосклонно отнеслась к этому финансисту и филантропу. В этой связи давайте вспомним как про него самого, так и про Николая Бенуа.

Большинство туристов добираются в Петергоф автотранспортом, либо по воде «Метеорами». Но есть еще один способ оказаться в этом городе-музее: электричка. Она отправляется с Балтийского вокзала, который как две капли воды похож на Восточный вокзал в Париже, если добавить тому две башни. Путь, проделанный вами до станции Новый Петергоф, должен быть осенен не столь известной ныне фамилией: фон Штиглиц.

Известный неизвестный

Изъятие фигуры Александра фон Штиглица из отечественной истории понятно: во-первых, немец, во-вторых банкир, делец, капиталист. Первое в России училище, где обучали промышленному дизайну, во времена СССР носило имя Веры Мухиной, скульптора, безусловно, выдающегося, но к данному вузу никакого отношения не имеющего. Штиглиц пожертвовал на это передовое учебное заведение астрономические суммы, поэтому оно носит его имя абсолютно заслуженно.

Если вы когда-либо посещали Единый центр документов или налоговую между улицей Красного текстильщика и Синопской набережной, то вряд ли задумывались, что здесь располагалась Невская бумагопрядильная мануфактура, ставшая комбинатом им. Кирова, а на самом деле и этот угасший бизнес-проект должен носить имя Штиглица, поскольку фабрика принадлежала именно ему.

Список можно продолжать долго. Тут вам и одно из градообразующих предприятий Нарвы — льнопрядильная фабрика, и контроль всей внешней торговли и денежных переводов России, и управление Государственным банком! Но в контексте нашего рассказа одна из главных заслуг Штиглица перед Россией — железные дороги. Даже такой гений финансов, как Егор Франциевич Канкрин, тоже, кстати, немец, был против этого нововведения. Но Штиглиц смог убедить императора в необходимости развития дорожной инфраструктуры нового типа.

Петергофская ветка появилась благодаря герою нашего рассказа и участию барона Фелензейна. Поэтому не случайно теперь на привокзальной площади в Новом Петергофе стоит памятник человеку в шубе и цилиндре. Барон фон Штиглиц, который вкладывал все заработанные деньги в Россию, чем вызывал насмешки у финансовых тузов, и который в своем завещании не забыл даже собственных приказчиков, этого вполне заслуживает.

Немцы в России

Рассказывая как об императорской фамилии, так и о тех, кто служил ей верой и правдой, необходимо помнить, что управленческий аппарат в Российской империи был интернациональным. Причем как гражданский, так и военный. Шотландец Брюс, грек Каподистрия, серб Милорадович. Швед Лидваль строил дома, а швед Нобель заводы. Немало было и немцев: Нессельроде, Бенкендорф, Канкрин, Штиглиц и пр.

Немецкие колонисты охотно селились в российской столице в районах нынешней Гражданки или Веселого поселка. Жилось им здесь вполне вольготно. Многие потом ассимилировались.

В этой связи довольно показателен тандем Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского (Петра III) и Софьи Фредерики Августы Ангальт-Цербстской (Екатерины II). Не говоря уже о самих названиях таких населенных пунктов, как Петербург или Петергоф.

Станция с продолжением

Здание вокзала построено архитектором, о котором мы более подробно поговорим в следующем выпуске, — Николаем Бенуа. Здесь начинаются готические мотивы, которые будут преследовать вас как возле Нижнего парка, так и в Александрии. Бенуа проявил себя не только как талантливый архитектор, но и как выдающийся урбанист своего времени.

Железнодорожная ветка должна была здесь и заканчиваться, отсюда изначальный план тупиковой станции П-образной формы с широким заходом для поездов со стороны Петербурга. Но, как пишет в своей книге Милица Бартенева, зодчий не сомневался в том, что уже в ближайшем будущем дорога будет продолжена, поэтому нашел удачное планировочное решение: две арки, прорезающие западный фасад здания, обращенный к Ораниенбауму.

Они должны были закрываться чугунными воротами с витиеватым готическим орнаментом, добавлявшим изящества всему вокзальному комплексу. Однако их второпях изготовили из дерева, равно как и дверные и оконные переплеты. Над арками вы можете увидеть ажурную галерею. Это отсылка к базилике в Орвието, по фасаду которого идет такая же галерея. Бенуа тщательно изучал этот архитектурный шедевр итальянского средневековья во время своей образовательной поездки по Европе.

Благодаря дальновидности зодчего, современные электрички свободно проезжают сквозь оставленные им проемы. А вот вокзал оказался незаконченным. В июле 1893 года, когда праздновалось 80-летие архитектора, в газете «Неделя строителя» вышла статья, откуда мы процитируем лишь отрывок: «Петергофский вокзал, который, бесспорно, может считаться одним из лучших строений в готическом стиле в России, оказывается незаконченным… По фасадам во многих частях нет шпилей, предположенных по первоначальному проекту. Когда Бенуа обратился с просьбой ассигновать 1600 рублей на отливку из чугуна шпилей, то управляющий дорогой спросил его: — А сколько эти 1600 рублей дадут нам доходу? — Полагаю, никакого — ответил зодчий. — В таком случае оставить фасад без шпилей…»

Что ж, чугунных шпилей нет, но это никак не умаляет достоинств всей постройки.