Что такое романтика в отношениях? Цветы, «я подарю тебе звезду», глупые поступки. Что такое романтика в архитектуре? Готика.

На исходе первой трети XIX в. в отечественной архитектуре назрел серьезный кризис. Классицизм всем приелся, а ничего принципиально нового не рождалось. Гоголь сетовал, что ему грустно от зданий, на которых не остановить изумленных глаз. Однообразие портиков и колонн, как он считал, нужно разнообразить и мрачным готическим, и роскошным восточным, и колоссальным египетским и, конечно, греческим.

Мрачное готическое здесь упомянуто на первом месте не случайно. Герцен писал, что после Наполеона явилась сильная школа неоромантизма. Рыцарство, средневековье находило свое отражение в творчестве Пушкина, Лермонтова, Жуковского, публика зачитывалась романами Вальтер Скотта. Вслед за Байроном российские дворяне могли воскликнуть:

«О виды готики! Вы властно увлекали фантазии людей — как и мою — в полет».

Поэтому когда 33-летний Николай Бенуа, недавно вернувший из пенсионерской поездки, получил заказ лично от Николая I на постройку царского гаража, то есть нового каменного конюшенного двора, он не долго выбирал стиль.

 

Необарокко

Попадая к тому входу в ГМЗ «Петергоф», что находится у дворцовой церкви, вы испытываете трепет ожидания от предстоящего посещения парка с фонтанами. Но если обернуться, то можно увидеть здания-обманки. На вид это творение елизаветинской эпохи, а по факту — стилизация Николая Бенуа под барокко вековой давности.

Здесь сказывается профессиональный такт зодчего, подстроившегося под рядом стоящий Большой дворец за авторством Растрелли. Напомним, что изначально он, как и Зимний, был желто-песчаного цвета, поэтому сочеталась даже цветовая гамма. А за счет ажурных балконных решеток, рустованных стен и определенной ритмики окон сходство становится еще большим.

Эти постройки были предназначены для фрейлин, но сам архитектор по старой памяти окрестил их Кавалерскими, поскольку так назывались дома, стоявшие здесь ранее. И если миновать эти необорочные корпуса, в которых сегодня разместился музей семьи Бенуа, а затем Красный пруд, то мы увидим как Александрийское шоссе превращается в готическое: четыре здания, построенных по проекту Шарлеманя, так и называются: готические дома. А за ними весь квартал между улицами Аврова, Лихардовской и Зверинской занимают Дворцовые конюшни, выдающие себя за средневековый замок.

Стань искусствоведом

Насколько вы подготовлены к тому, чтобы читать серьезные книги по искусству? Давайте проверим это на примере монументального труда Милицы Игоревны Бартеневой о герое нашего повествования, вышедшей в 1985 г. в серии «Мастера архитектуры».

«Одной из сильных сторон творчества Бенуа является стремление к наибольшей выразительности композиции, умение методом длительного отбора сохранить в ней лишь главное и добиться окончательной гармонии, удачно избегая при этом монотонности и дробности. Четкие и пластичные, образующие многочисленные креповки массы фасадов, вся их объемная структура в сочетании с прекрасно прорисованными стрельчатыми оконными и дверными проемами, пинаклями с краббами и крестоцветами, вимпергами, розами порталов и балюстрадами создают сильный эффект, ассоциируясь с декоративностью истинной, не поддельной готики».

Уверен, этот зубодробительный пассаж, в котором даже Microsof Word подчеркивает некоторые слова красным, требует комментариев и более привычной лексики. Итак.

Выразительность композиции — это эффект, который оказывает на вас та или иная постройка. Некоторые зодчие достигают его путем вычурности, но у Бенуа со вкусом все в порядке, поэтому ему удалось добиться баланса между большим количеством деталей, характерным для готического стиля, и общим объемом всего здания, найдя при этом идеальные пропорции.

Креповки массы фасадов — это выступающие элементы, которые позволяют избежать монотонности стен, задать им определенную ритмику.

Пинакли — башенки, как правило, стреловидные, которые вы можете наблюдать на многих средневековых соборах. Краббы — это не подвид ракообразных, а листья, цветки или бутоны, которыми украшают пинакли.

Вимперг — это фронтоны над входом или окнами, которые усиливают зрительное восприятие.

Теперь, когда вы вооружены инструментарием знатока, вы можете устроить себе квест и более внимательно рассмотреть весь комплекс зданий, найдя там все обозначенные элементы.

Когда твой клиент — царь

Но не только искусствоведческие штудии мы можем почерпнуть из вышеупомянутой книги. Описана и забавная история, как Бенуа, представив планы на высочайшее рассмотрение, разместил на них здание кузницы в одном из боковых дворов.

Николай I, который всегда любил контролировать ход строительства и вносить по ходу ценные указания, зачеркнул обозначенное строение кузницы и поместил его по оси ворот. Тем самым он испортил замысел архитектора о перспективе трех башен, открывающейся с нынешних улиц Аврова или Зверинской.

Зодчий не смирился и сделал два чертежа: на одном он изобразил свободную перспективу с въезжающей тройкой лошадей, на другом ту же перспективу, заслоненную кузницей.

Министр императорского двора Петр Волконский сначала даже не хотел подавать эти проекты строптивого архитектора государю. Но Николай Леонтьевич настоял. Через несколько минут Волконский вышел из кабинета императора и сказал: «Государь много смеялся твоей дерзости, но согласился сделать по-твоему».

Николай Бенуа проявил недюжинную смелость и твердость, отстояв проект.