40 лет водил Монферран императоров по строительной площадке Исаакиевского собора.

За это время они успели смениться три раза — начиналось все при Александре I, заканчивалось при Александре II, хотя, конечно, главным фигурантом дела выступал их брат и отец соответственно.

Каждый раз, когда вы изливаете свои страдания на тему придирчивых и своенравных клиентов, у которых семь пятниц на неделе, Огюст дё Монферран откуда-то там с небес громко смеется вам в лицо.

Представьте на секунду, что ваш главный заказчик — царь. Тут, знаете ли, контракт разрывается в одностороннем порядке, а исполнителю даже в суд не подать. Поэтому клиент не просто всегда прав — его правота богом помазана, так что твори и не жужжи.

Исаакиевский собор был настолько важным, что у него даже родился младший брат, который поселился в Нижнем Новгороде.

Это слепок с петербургского творения зодчего, он не такой помпезный, но перед вами Монферран в чистом виде.

Вообще на русский манер архитектора можно было бы звать Железногорский, поскольку mont по-французски гора, ferrand — железный, а приставка дё говорит о том, что он из города Монферрана, хотя родился в Париже. Как истинный патриот Анри Луи Огюст Рикар вступил в наполеоновскую гвардию и даже, проявив себя в одном из сражений, получил орден Почетного легиона.

Это нисколько не помешало ему найти способ вручить императору вражеской страны альбом со своими проектами, а затем и переехать в эту самую страну. Надо ли говорить, с какой «любовью» встретили его здесь коллеги по цеху, особенно, когда узнали, что никому неизвестный блондин получил заказ на строительство главного храма империи.

Если бы Монферран действовал в одиночку, то скорее всего проиграл бы в этой подковерной грызне. Но с ним был крестный отец русской инженерии, о котором мы уже рассказывали в этой серии, — Августин Бетанкур, который, собственно, и подсунул француза царю.

Спасский собор в проекте именовался церковью св. Макария.

В своем отчете в 1818 г. Бетанкур писал: “Купцы кидали горстями деньги между глиною и каменьями, так что в фундамент, конечно, зарыто несколько тысяч рублей”. 

Вообще весь план ярмарки Монферраном сделал на основании предыдущего плана другого петербургского зодчего Адриана Захарова. Но Огюст Железногорский капитально переработал замысел своего предшественника, увеличив ширину улиц, площадей, наметив более выгодные акценты. 

Однако помимо собора, гостиного двора, главного дома ярмарки, экзотических китайских рядов и многого другого, здесь были предусмотрены и другие чудеса не только архитектуры, но и гигиены. 

Впервые за все время строительства ярмарок в России в Нижнем были устроены санитарно-технические помещения и две подземные со сводами галереи. 

Они проходили вдоль обводного канала, входы были оформлены в виде раскрытых шатров. И эта была первая построенная в России подземная сводчатая канализация. Ну если не считать ту, что начали сооружать в Москве в 1816 г. и закончили только в 1929.

А нижегородская ярмарка открылась в 1822-м под пушечную пальбу с купеческих судов. 

Фотографии прошлого сохранили для нас образ улицы, вид на которую открывался с верхотуры собора. Ее фланкировали павильоны китайских рядов.  Колокольня.  Чем принципиально отличается столица империи от Нижнего Новгорода выяснилось на примере работ скульптора и декоратора Фридолино Ториччелли. 

Монферран, выражаясь современным языком сделал дизайн иконостаса, оформлять который доверил вышеуказанному итальянцу. 

Если в Петербурге обнаженные и полуобнаженные святые воспринимались адекватно, то в Нижнем купцы отказывались молиться перед таким бесстыдством.  Поэтому некоторые из них приносили в храм свои иконы. 

В дальнейшем петербургскому мэтру Василию Петровичу Стасову была заказана переделка иконостаса, но его проект вышел слишком дорогим — 100 000 рублей, поэтому работу выполнил другой столичный зодчий — Роман Иванович Кузьмин, известный помимо прочего тем, что спроектировал футляр для домика Петра I.

А несчастный Фридолино Торичелли в год смерти Пушкина и сам отдал богу душу на Невском проспекте, где попал под экипаж, который, как писала его супруга, разрезал ему голову. 

Иконостас его работы мы здесь не увидим, но творение француза Монферрана по-прежнему с нами и по-прежнему является одной из главных достопримечательностей Нижнего Новгорода.

Приезжайте, и насладитесь созерцанием этого в прямом и переносном смысле божественного здания.