Текст: Павел Перец

У управляющего директора по России Orient-Express, владеющей «Гранд отелем Европа», Леона Ларкина за плечами огромный опыт. «География» его работы: Китай, Австралия, Сингапур, Малайзия, Чехия, Финляндия, и вот теперь Россия, откуда родом его родители. Возможно, поэтому Ларкин по-настоящему счастлив, живя в Петербурге, и его не пугают ни трудности гостиничного бизнеса, ни наш климат.

King Juan Carlos I of Spain and Queen Sophia greeted by Leon Larkin at the Grand Hotel Europe

Как вы оцениваете туристический потенциал Петербурга?

Я считаю, что Петербург является одним из самых привлекательных городов мира. Великий, фантастический город, которому есть что предложить. Конечно, есть сложности. Мир по-прежнему находится в процессе понимания, что Россия ныне – открытая страна. К сожалению, в иностранных СМИ, по-прежнему присутствует не совсем правдивая информация. Поэтому у рядового человека формируется страх перед неизвестным. Все это накладывается на чисто практические проблемы, например, получить российскую визу не так-то просто. Но я, например, всегда говорю своим знакомым за рубежом, что Петербург, это город, который следует обязательно посетить.

Чем больше людей приезжает в страну, тем больше распространяется информация.

Да, мне кажется, это некий обучающий процесс. Потому что в настоящий момент, никто не продает этот город, я имею в виду, не продает, как объект туризма. Этим занимаются только специалисты индустрии туризма. Правительство, увы, не участвует в этом процессе. Хочу сказать, что это не такая уж редкая картина во всем мире, так что я не критикую правительство, а лишь констатирую факт. Всегда нужно помнить, что страна стала открытой только 20 лет назад. Так что это лишь вопрос обучения и времени.

В конце концов, кто «соперники» Петербурга? Вена, Париж, Лондон. Вот ваша конкурентная среда. Там правительства тратят миллионы долларов на рекламу и продвижение этих городов. Можете себе представить, сколько денег Лондон сделал на недавно состоявшейся свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон? 3-4 дня, пока происходили свадебные торжества, принесли огромный доход, все отели были забиты до отказа. И нужно понимать, что часть этого дохода шла и таксистам, и владельцам магазинов. То есть, когда люди приезжают куда-то в качестве туристов, они приезжают с деньгами, и они тратят их не только в отеле. Они тратят их в ресторанах, на улице, в музеях, оплачивают услуги гидов, обслуживающего персонала. Когда вы начнете понимать ценность туризма, тогда состоится тандем бизнеса и политики.

Что вы скажете по поводу такой сложности, как русская зима?

Зима по-прежнему случается и в Нью-Йорке, и там она немного отличается от здешней. Вы можете провести рождественские каникулы во Франкфурте, в Лондоне… Зима – это не самая необычная вещь, это, опять-таки, маркетинговая задача, то есть, как продать русскую зиму. Если вы приедете в Санкт-Петербург в феврале, у вас будут настоящие приключения, и это намного дешевле, чем в других местах, не говоря уже о неповторимой красоте города и его окрестностей. Моя семья, приехавшая в Петербург зимой, каталась на тройке, на лыжах, для нее это были незабываемые впечатления. Только потому, что Наполеон когда-то проклял русскую зиму, еще не значит, что она действительно ужасна. Как может быть ужасна страна и город с великой культурой? Я пытаюсь для себя понять, а есть ли в мире еще город с такой великой культурой?

Может быть, Париж?

В Париже есть, конечно же, Лувр, но ничто не сравнится с Эрмитажем и с остальными здешними музеями. Не так много иностранных туристов ходит в Русский музей, потому что не так много людей в мире знают что-нибудь о русских художниках, о русском искусстве вообще. Мы многое знаем о Рембрандте, Пикассо. Но Репин? Величайший мастер, малоизвестный за рубежом. Россия – это земля Толстого, Чайковского, Пушкина, вот, что нужно продавать.

У нас в городе по-прежнему существует нехватка отелей.

Есть проблема разницы между сезоном и не сезоном. Люди должны понимать, что отель – это бизнес. Если бизнес буксует 4-5 месяцев в году, то это становится серьезной проблемой. Мне кажется, что нет такого города, где в какой-либо момент не ощущалась бы нехватка отелей. Их наличие – один из решающих факторов в продвижении города на туристическом рынке. Больше отелей – больше возможностей. В любом случае, по сравнению с ситуацией десятилетней давности, когда я в последний раз был здесь, я вижу колоссальную разницу. В развитии местного ресторанного и гостиничного бизнеса, положительным моментом является то, что россияне стали много путешествовать. Теперь они понимают, что такое хорошее обслуживание, что такое хорошая кухня. Вот, что дают путешествия.

Фрэнсис Бэкон сравнивал путешествие со школой.

Вот именно. Я вижу, что в будущем молодежь будет играть огромную роль в отечественном гостиничном бизнесе, потому что они путешествуют и, соответственно, учатся. Правда, обучение — это довольно долгий процесс.

Неужели и отель «Европа» страдает от разницы в сезонах?

Все отели страдают от этого. Зайдите в Эрмитаж в июне, а затем в январе, и вы увидите разницу. У нас высокие фиксированные цены. Не важно, сколько я продам комнат, 300 или 50 за одну ночь, мои расходы не меняются. Мне по-прежнему нужно платить персоналу или за электроэнергию. Ресторанный и гостиничный бизнес в корне отличаются от, например, автомобильного. Если я сегодня сдал комнату, то я не могу ее продать еще раз, все, она зарезервирована. И наоборот, если я сегодня не сдал комнату, то это упущенная возможность. А машину, если вы не продадите сегодня, то вы можете ее продать завтра, и вы ничего не потеряете.

Получается, что это своего рода игра.

Вы не представляете, насколько это увлекательная игра.

Можем ли мы говорить, что вы участвуете в продвижении нашего города и нашей страны за границей?

Постоянно. Наша компания продает наш отель повсюду – в Риме, Лондоне, Нью-Йорке.

Каковы самые распространенные предрассудки о России?

Очень опасно, наличие преступности. Но это касается всех больших городов. Я приехал из Сиднея, там есть районы, куда я предпочитаю не ходить по ночам. В Петербурге не намного опаснее, чем, скажем, в Лондоне.

Каковы ваши вкусы в одежде, в кухне?

По поводу моих вкусов в одежде вы можете судить по моему костюму. Не могу сказать, что я большой поклонник неформального стиля одежды. Неформальный стиль для меня это костюм без галстука. Я привык к моему гостиничному стилю, к форме, а форма эта — костюм в полоску.

Полоски обязательны?

Ну это своего рода шутка. На самом деле это должен быть просто темный костюм. Мои вкусы в еде весьма классические, но в то же время я люблю экспериментировать. Мне кажется кухня сейчас – это мировой тренд. Посмотрите, сколько телевизионных программ, посвященных новым рецептам. А в давние времена их все заменяла бабушка.

Вы довольны своей работой?

Наверное, я очень счастливый человек. Я нашел работу, которая мне нравится. Потому что мне просто нравится быть среди людей.