Текст: Павел Перец

Еще когда в мире не было понятия «декоратор», в нем творили те, кого впоследствии причислят к провозвестникам и основателям современного дизайна. Одним из таких мэтров был Йозеф Хоффман, считавший, что предметы интерьера могут быть с одной стороны функциональными, с другой стороны произведениями искусства. Возможно поэтому его кресла и диваны до сих пор пользуются спросом, ибо это, конечно же, классика, но до чего же удобная и комфортная классика.

Учеба

В Чехии, в частности в Богемии и Моравии, результаты промышленной революции были более очевидны, чем в других частях Австро-Венгерской империи. Не случайно именно эта область стала родиной многих творцов-радикалов, например, таких как Адольф Лоос и Йозеф Хоффман (родился в 1870 году в моравском городе Бритнице).

С 1887 Хоффман учится на отделении классической архитектуры в техническом колледже в Брно, а в 1892 он поступает в Академию изобразительных искусств в Вене. Здесь он был удостоен так называемой «римской стипендии», которая позволила ему пройти практику в Италии. По возвращении обратно в академию Хоффман выясняет, что теперь его наставником является, наверное, один из самых известных архитекторов конца XIX века Отто Вагнер (1841-1918), который в определенной степени повлиял на творческое мировоззрение Йозефа.

Сецессион

Если попытаться составить перечень идей, довлевших над творческими умами в конце XIX века, то он сведется к трем главным пунктам. Во-первых, как это часто бывает, желание порвать с традициями прошлого и представить собственные идеи как ультрасовременные. Во-вторых, постоянно растущий интерес к общемировым тенденциям в искусстве. В-третьих, объединения художников формировались подчас как политические партии. Они громко о себе заявляли и постоянно спорили друг с другом. Одной из таких группировок от искусства стал «Зибенер-клуб» («Клуб семерых»), основанный в 1895 году Хоффманом, Йозефом Марией Ольбрихом и Коломаном Мозером, а два года спустя на свет появился венский Сецессион, где все вышеперечисленные личности играли ведущую роль. В частности по проекту Ольбриха был построен выставочный павильон, за которым с тех пор закрепилось устойчивое название «Сецессион», здание стало архитектурным символом всего движения. Идея постройки принадлежала Хоффману, специализировавшемуся на организации и проведении выставок.

Кубизм

Уже к 1899 году имя Хоффмана была так хорошо известно, что он был назначен профессором Венской школы прикладного искусства. С этого момента можно наблюдать изменение в направленности его творчества, на смену изогнутым, замысловатым формам Сецессиона приходит простота и лаконичность нарождавшегося функционализма. Так, например, на XIV выставке Сецессиона в фойе демонстрировались кубистические гипсовые фигуры, сделанные Хоффманом специально для этого события. Тяготение в сторону кругов и квадратов Хоффман объяснял тем, что прежде данные формы никогда не использовались в прикладном искусстве. Учитывая то, что само понятие «кубизм» возникло только в 1907 году, и до сих пор ассоциируется с Пикассо, работы Хоффмана можно считать предтечей данного стиля. Дизайнерским воплощением кубизма стало кресло, название которого говорит за себя – Cubus.

В то время Хоффман был самым модным архитектором Вены. Его работы были настолько революционными, что знаменовали собой приход новой эры в прикладном искусстве.

Венские мастерские

В мае 1903 года, во многом благодаря финансовой поддержке промышленника Фрица Верндорфера, молодого человека, увлеченного искусством, Коломан Мозер и Йозеф Хоффманн основали Венские мастерские, конгломерат художников и ремесленников, призванный «помирить» искусство и промышленность. Было решено производить на свет только такие объекты, которых бы отличали индивидуальность, красота и мастерство исполнения. Данный императив был выражен в девизе организации: лучше работать десять дней над одной вещью, чем производить десять вещей в день.

Санаторий Пуркерсдорф

Между 1902 и 1904 гг. фаза пуризма у Хоффмана достигла своего пика. Дизайнер буквально навязывал своим клиентам новые творческие концепции, в то время как те мечтали о богатой мебели в стиле историзм, отражающей их вкусы. Не реагировать на подобные запросы было невозможно, клиент всегда прав. Поэтому в какой-то момент в работах Хоффмана стали встречаться элементы ар-деко.

Первый большой архитектурный заказ поступил в 1904 году. Это был проект санатория Пуркерсдорф (Purkersdorf), рассчитанного на состоятельных пациентов, поэтому Хоффман использовал самые современные на тот момент технологии – железобетонные перекрытия. Строгий фасад здания, лишенный каких-либо украшательств, контрастирует с богато оформленными интерьерами.

Дворец Стокле

Вершиной карьеры Хоффмана является Дворец Стокле (Palais Stoclet) в Брюсселе. Его размер, качество проведенных работ и архитектурное значение стало тем достижением, которое сам Хоффман так и не смог превзойти. Мало того, что материалы и методы производства становятся все более сложными, но здесь мы видим еще и возвращение Хоффмана к традициям классики. Благодаря прогрессивным взглядам и финансам барона Стокле, а так же творческой смелости Хоффмана, на свет появился, возможно, один из самых зрелищных архитектурных шедевров Европы той эпохи. Отношения между патроном и исполнителем были довольно теплыми – факт, который отразился на самом здании, где нет никаких компромиссных решений, ни во внешней отделке, ни в интерьере.

Мягкая мебель

До 1914 года Хоффман успел реализовать лишь один крупный архитектурный проект, виллу Skywa-Primavesi. Разразившаяся война поставила крест на любых крупных заказах. Однако он проявил себя в дизайне, создав не просто элитарные и функциональные предметы интерьера, но, разработав новый подход в производстве мягкой мебели, ставший с тех пор стандартным для всех мебельных производителей. Хоффман использовал знания в области ортопедии и сопротивления материалов задолго до появления эргономики, благодаря чему его мебель была не только эстетской, но и удобной.

В 1919 году из-за болезни, которая мучила его до самой смерти, Йозеф Хоффманн был вынужден передать управление своей студией другому архитектору, однако он не прекратил творческую деятельность. После Второй мировой Хоффман становится функционером от искусства. Он курировал вопросы культуры в австрийском сенате и был главным комиссаром биеннале в Венеции. Умер архитектор в мае 1956 года в возрасте 86 лет.

Как один из инициаторов создания Венского Сецессиона, Хоффман оказал решающее влияние на австрийскую живопись того времени. Как основатель Венских мастерских он произвел революцию в области искусств и ремесел.