Я из Петербурга-Ленинграда и для меня «Петля Нестерова» это легендарная рок-группа.

Но для Нижнего Новгорода, как и для всех остальных, это конечно же фигура высшего пилотажа, впервые исполненная Петром Николаевичем Нестеровым. И это же первая ассоциация с его фамилией.

Однако сегодня я вам хотел бы рассказать не столько про пилота с памятной открытки,сколько про человека, чья жизнь до сих пор остается мало кому известной.

Отец будущего авиатора умер, когда тому было всего три года, и забота о детях легла на плечи матери. Вы, наверное, удивитесь, но она видела своего сына музыкантом. Он прекрасно играл на рояле и у него был очень приятного тембра голос. Забегая вперед, скажу, что композитор Александр Глазунов настоятельно рекомендовал юнкеру Нестерову поступать в столичную консерваторию.

Юный Петя учился в Аракчеевском кадетском корпусе, где когда-то работал его отец, это место было выбрано потому что сироты были избавлены от платы за учебу. Но в дальнейшем он не видел себя на музыкальном поприще. Почему?

В доме Нестеровых была собственная голубятня. И вот как вспоминала мать Петра Николаевича: «Каких только голубей у нас не было, — и стремительные, длиннокрылые почтовые, и кувыркающиеся в небе турманы, и красавцы “павлиньи” голуби, и “монахи”… Впрочем, последних Петя не любил: они плохо летали, а его интересовала тайна полета, свободного, легкого и красивого».

То есть уже тогда Нестерова интересовало небо.

Мать рассказывала ему об известном нижегородском изобретателе Иване Кулибине, благодаря чему Петя заинтересовался техникой.

В одной из сохранившихся детских тетрадей Нестерова записаны слова полководца Суворова при встрече с Кулибиным: «…Помилуй бог, много ума. Он создаст нам ковер-самолет».

Когда в мае 1896 г. с территории Нижегородской ярмарки в небо поднимался аэростат, на котором могли прокатиться все желающие, Петя также зафиксировал этот факт у себя в дневнике.

А было ему всего 9 лет. 

В седьмом классе Петр Нестеров получил следующую аттестацию: «Обладает острым умом, любит математику, физику, рисование и черчение… Является образцовым типом будущего офицера, с ярко выраженными нравственными качествами и могущего увлечь за собою подчиненных в бою…».

Следующим этапом было столичное Михайловское артиллерийское училище, которое он окончил на отлично и мог выбирать из имевшихся вакансий. Но вместо конной кавалерии, куда мечтали попасть все юнкера, Петр Николаевич попросился в артиллерийскую бригаду на Дальний Восток.

Ответ на вопрос, почему, крайне интересен. 

Дело в том, что юный выпускник хотел жениться на девушке по имени Надежда Галицкая, которую знал с детских лет. Однако, существовал закон, согласно которому офицер, не достигнувший 28-летнего возраста, вносил в кассу полка «реверс» в размере 5000 руб. для обеспечения семьи на случай смерти. Это была огромная сумма, которой у Нестерова не имелось. Так же ему было запрещено жениться не на дворянке.

Но в «отдаленных местностях Российской империи» данный закон можно было обойти. Чем и воспользовался молодой офицер, пожертвовав моментальной карьерой ради семейного счастья. 

Во Владивостоке Петр Нестеров сам занимался с солдатами, а не перекладывал это на фельдфебелей. Над входом в его квартиру висел плакат: «Чины оставлять за дверьми». На батарее, которой он командовал, никто поминутно не говорил «ваше благородие». Своего офицера солдаты звали просто «господин поручик».

Все это вызвало недовольство коллег и начальства.

Здесь же Нестеров охотился и даже подстрелил уссурийского тигра, чья шкура украсила его квартиру.

В то время в тех краях этих кисок было более чем предостаточно. 

Когда настало время полугодового отпуска, поручик Нестеров приехал в свой родной город и стоя вот здесь, на набережной наблюдал, как чайки парят над водой.

А рядом так же восхищался их полетом студент в форме Императорского технического университета.

Молодые люди разговорились, и тут вдруг выяснилось, что студента зовут Петр Соколов и он является учеником основоположника аэродинамики Николая Егоровича Жуковского. И вот спустя некоторое время за городом у владельца дровяного склада был снят сарай, куда перевезли странный аппарат.

Местные крестьяне могли наблюдать следующую картину: по полю несется лошадь, запряженная в телегу, а за телегой, привязанный к ней веревкой, на уровне трех метров летит человек.

Это был планер, спроектированный Нестеровым и построенный им вместе с Соколовым. Так что в принципе здесь можно было бы поставить памятник еще и нестеровскому дельтаплану. 

А дальше вопрос настойчивости и случая.

Отправившись в столицу, Нестеров никак не мог добиться зачисления в летную школу, сталкиваясь с дуболомными военными чиновниками. Тогда, отчаявшись, он отправился на прием к помощнику военного министра Алексею Поливанову. Дело было утром и генералу пришлось принять его в халате. Потом он вспоминал, что не смог отказать стройному, голубоглазому молодому офицеру, «от которого так и веяло глубокой порядочностью и почти детской простотой». Естественно, Поливанов и предположить не мог, что он открывает дорогу к мировой славе этому просителю. 

Ну а дальше была карьера пилота, которому приходилось доказывать, что фигуры высшего пилотажа — это не просто, выражаясь вульгарно, понты, а военная необходимость.

Про него был сочинен стишок:

Ненавидящий банальность

Полупризнанный герой,

Бьет он на оригинальность

Своею мертвою петлей.

Нестеров ответил на эпиграмму не только поэтически, написал свою, но и физически, выполнив эту самую мертвую петлю первым в мире. 

Своей жене он однажды написал такое письмо: «Дорогая Дина! Сегодня я был в маленькой опасности. У меня в воздухе загорелся бензин в карбюраторе и остановился мотор. Когда я опустился на землю, то прокатился и стал в луже. Бензин разлился по льду и горел кругом, грозя спалить самолет. Мне кричат, чтобы вылезал скорей из аппарата, а у меня пояс не расстегивается. Вижу, что если я буду торопиться, то только попорчу; спокойно выдержал момент, осмотрел пояс и расстегнул его, вылез из аппарата. Затем оттащили самолет, затушили бензин. Говорят, что смотреть было очень страшно и большинство считало меня на волоске…»

Можете себе представить, что испытала супруга пилота, прочитав подобное? Но, к сожалению, гораздо больший шок ей пришлось пережить после известия о том, что ее муж погиб, совершив таран австрийского самолета. Сделал он это на самолет «Моран».

А это самолет «Ньюпор», на котором он совершил ту самую «мертвую петлю», с которой мы начали свой рассказ, и который прославил нашего пилота на весь мир.

Его вы можете рассмотреть самостоятельно во всех деталях, если приедете в Нижний Новгород и придете сюда на Верхне-Волжскую набережную, откуда открывается чудесный вид. 

С вами был гид Павел Перец и команда проекта 800.