Есть в Петербурге такой топоним местного употребления — Старо-Невский проспект. Он станет темой нашей виртуальной экскурсии, поскольку им принято называть участок дороги от площади Восстания до Александро-Невской лавры.
Отсюда два вопроса: почему он так назван, и где в таком случае Ново-Невский?
Речь идет про Гончарную улицу.
Дело в том, что першпективная дорога, так она изначально называлась, прокладывалась одновременно со стороны Адмиралтейства и со стороны Александро-Невской лавры. И в районе Новгородского тракта, нынешнего Лиговского проспекта строители разошлись. Они ошиблись в направлении, и в итоге получился странный излом, который мы можем видеть рядом с главной вокзальной площадью нашего города.
Чтобы его спрямить была проложена Новая прошпектива — нынешние Тележная и Гончарная улицы.
Ту часть Невского, что построили ранее, стали называть Старой.
Так возникла некоторая путаница, потому что Старо-Невский ничуть не старее основного Невского.
Но, это название укоренилось в городского топонимике, а словосочетание Ново-Невский в обиход не вошло.
Следующим пунктом нашей авторской экскурсии станут неожиданные факты из истории железных дорог, что немудрено, ведь мы находимся в непосредственной близости Московского вокзала.
Ветка Санкт-Петербург — Москва была крайне важной для Российской империи. Изначально ее планировали пустить через Новгород, чтобы ускорить развитие этого города, но Николай I прочертил на карте прямую линию и наказал строить так.
Отсюда корень знаменитой байки, почему в районе Бологова у дороги изгиб.
Мол, царь прижал линейку пальцем, и когда чертил направление движения, обвел палец карандашом.
Никто не решился спросить у императора, можно ли спрямить, и построили так.
Но это байка, показывающая, насколько авторитетным был Николай Павлович, и насколько его боялись подчиненные.
А вот что не байка, так это то, что изначально на локомотиве перед трубой устанавливали заводной орган, исполнявший популярные музыкальные пьесы.
Это делалось для того, чтобы меньше пугать крестьян, которые при виде пышущего паром дьявола, от которого летят искры, бросались молиться в церковь.
Изначально вагоны освещались свечами и в них не было полок для багажа.
Тряска была неимоверная, всем рекомендовали захватить с собой подушки или мешки с соломой, чтобы сидеть на них.
Зимой холод стоял жуткий. Попробовали в первом классе установить изразцовые печи, но ни одна не доехала до Москвы — все по дороге развалились.
И вообще об атмосфере того времени лучше всего выразился Павел Петрович Мельников, автор проекта линии Петербург — Москва, который сравнил машиниста, его помощника и кочегара с “воинами, идущими на приступ или стоящими под ядрами и пулями, ожидая смерть”.
Сейчас в комфортабельных сапсанах ожидают кофе и свежую прессу.
Для тех, кому нужно постоянно ездить в столицу, жить здесь максимально удобно.
Полтавский проезд был когда-то частью Полтавской улицы, сама она получила свое название во второй половине XIX в., когда на карте города появились такие названия как Миргородская, Кременчугская, Прилукская, Роменская, Днепропетровская, Черниговская, Киевская, Харьковская. Ряд улиц Александро-Невской полицейской части был назван по городам Полтавской губернии и Украины. Вся эта территория, ныне являющаяся самым что ни на есть центром города, тогда была жуткими задворками.
По поводу строительства Феодоровского собора генерал-губернатор Москвы Владимир Джунковский писал: “Место вблизи свалок, на окраине города, совсем на отлете”. И далее убийственный пассаж: “Мне бы казалось более правильным не строить храма вовсе, чем строить его в таком неподходящем месте”.
Изначально здесь находилось подворье Феодоровского Городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии.
Именно в Городце на обратной дороге из Орды умер Александр Невский. И именно поэтому там был основан монастырь. Главной его святыней была икона Пресвятой Богородицы, которая сгорела вместе с монастырем после нашествия Батыя, но была обретена уже в Костроме младшим братом Александра Невского Василием Ярославичем и перенесена в костромской храм святого великомученика Федора Стратилата, отсюда ее название — Феодоровская.
Этой иконой инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова благословила на царство своего сына Михаила.
Перед ней же принимали православие преимущественно немецкие жены русских императоров и великих князей, поэтому у этих натурализованных принцесс такое обилие отчества Федоровна.
Когда Александру III подали прошение о строительстве тут часовни, он написал: “А отчего не церковь?”. Вскоре царь умер и его ремарка была воспринята как наказ. К тому же близилось 300-летие Дома Романовых, и храм в честь Феодоровской иконы божьей матери был бы прекрасным памятником этой дате.
Был сформирован строительный комитет, принятый под августейшее покровительство братом Николая II Михаилом Александровичем. Проект разработал архитектор Степан Кричинский.
Увы, к 1913 году, когда отмечалась памятная дата, строительство еще не было закончено, но уже в декабре были водружены колокола.
Освящение же главного алтаря состоялось только 15 января 1914 г.
Император Николай II отметил у себя в дневнике: “Храм производит отличное впечатление: он высок, светел и красив”.
Параллельно начали возводить вспомогательные постройки, как, например, причтовый дом. Но…
И как вы думаете, что это было за но? Да, 1917 год. Все по известной нам схеме: закрытие храмов, изъятие церковных ценностей. А храм был конвертирован в молочную базу. Купола с крестами срезали, но вот барабаны еще были целы. Их уничтожили в 1972 г. перед визитом президента США Ричарда Никсона, дабы в этой фабрике не угадывалась бывшая церковь. От всего комплекса в первоначальном виде сохранился только незначительный фрагмент стены красного кирпича с въездными воротами.
В народе эту часть некогда необычного сооружения называют «Кремль», или «Кремлевская стена».
О выселении базы и передачи храма обратно верующим заговорили в 1990-х.
Протоирей Владимир Сорокин признавался, что когда он впервые озвучил идею возвращения и восстановления Феодоровского собора в городском Комитете по охране памятников на него посмотрели, как на ненормального.
Довольно долго шли переговоры и суды с ОАО «Петролакт».
И в итоге перед нами не просто храм, а центр религиозного просвещения со своей воскресной школой, школой знаменного пения, швейной мастерской и еще много чем. Вы можете сами узнать все подробности посетив его сайт, а еще лучше прийти сюда самостоятельно.
Точно так же как вы можете прийти на экскурсии автора данной статьи. С вами был гид Павел Перец.