Красные рояли

«Одним из красивейших домов елисаветинского времени был дом знаменитого “представителя муз”, первого русского мецената Ивана Ивановича Шувалова; стоял он на углу Невского и Большой Садовой, где так долго на пашей памяти помещался трактир Палкина, а теперь фортепьянный магазин Шредера».

Инструменты для императриц

Это отрывок из книги бытописателя Пыляева «Старый Петербург». Фортепианный магазин Шредера. Он действительно располагался здесь на Невском, 52.

Сейчас в эпоху синтезаторов и MIDI-клавиатур, пианино – не самый востребованный инструмент. Не говоря уже про рояль. Даже если вы его купите, то куда вы его поставите? Но в XIX веке рояль в богатом доме такой же обязательный атрибут, как зеркало. Изготовление рояля – это не изготовление художественной мебели. Мебель поставил, и все. А рояль должен звучать.

В Петербурге на фортепианном рынке конкурировали две фирмы – «Беккер» и «Шредер». Последней удалось добиться серьезных успехов в конце XIX века, когда ею стал управлять Карл Шредер. Его компания уже отметилась в царской семье, когда жене Николая I был подарен гибрид пианино и арфы.

Весь покрытый живописью, абсолютно весь рояль от Карла Шредера у царицы есть. В 1898 году супруга Николая II получила рояль, расписанный Эрнестом Липгартом, который был главным хранителем картин Эрмитажа, или как бы мы сейчас сказали, директором. В общем дела у фирмы процветали. На Петроградской стороне вовсю работал завод, сейчас там изготовляют балалайки.

Шредер и Беккер

На Невском, 52 был оборудован не только магазин, но и концертный зал. Отличный PR-ход — показать товар лицом, чтоб его можно было и посмотреть, и послушать. Карл Шредер в итоге покинул свою предприятие, поскольку купил фирму конкурента «Якова Беккера». Если у вас дома стоит пианино «Красный октябрь», то знайте, что произведен он на бывшей беккеровской фабрике.

А потом случилась первая мировая война и все немцы Петербурга стали чувствовать себя крайне неуютно. Шредеры не исключение. Фабрику пришлось перепрофилировать, здесь теперь изготовлялись запальные трубки к ручным гранатам. Из-за чего случился пожар, который чуть не уничтожил все производство. После революции предприятие было национализировано.

Шутки Богословского

Но в концертном зале дома №52 продолжала бурлить творческая деятельность. Здесь функционировал кружок друзей камерной музыки. Как все представители творческой интеллигенции друзья камерной музыки любили воздать дань Бахусу и заплетающимся языком представлялись членами «Обществом мамерной пузики».

Здесь композитор Никита Богословский, который больше прославился своими розыгрышами, нежели своими музыкальными произведениями, жестко подшутил над коллегой Михаилом Чулаки. С Иваном Дзержинским и Василием Соловьевым-Седым они купили на птичьем рынке воробьев и, посадив их в клетку, притащили на концерт, где и выпустили на свободу. Воробьи сорвали мероприятие не только своим чириканьем, но и… Ну вы знаете, что могут делать птички, пролетая у вас над головой.

Холодная труба

В 1960-х годах, при строительстве подземного перехода, дом был полностью разобран. А затем вновь возведен, уже с галереей на первом этаже. Подземный переход с таким новшеством как пандус в постперестроечные времена, когда здесь собирались неформалы, назывался холодной трубой. Теплая труба пролегает в другом месте рядом с выходом из метро Невский проспект. Но после того, как переход заставили торговыми павильонами, никаких молодежных тусовок уже не наблюдается.