Русский балет

Что является нашей культурной валютой? Кино? Живопись? Лучше всего за границей продается русский балет. Одним из отцов-основателей нашей балетной школы является Шарль Дидло, дом которого стоял когда-то на Невском, 43.

Эволюция костюмов

До приезда Дидло в Россию в самом начале XIX в. танцовщицы готовились к выходу на сцену как на бал-маскарад: пудрили парики, надевали на себя каркас из китового уса, называемый фижмами, благодаря чему юбка напоминала раскрытый купол парашюта. Все это было эффектно, но дико неудобно для танцев.

Дидло избавил спектакли от этих атавизмов эпохи Людовика XIV. Он заказал чулочному мастеру Трико специальные обтягивающие костюмы. Как водится, их стали называть по имени создателя. Одежда стала проще, движения более раскованными, у артистов появилось больше возможностей демонстрировать филигранную технику танца.

Фирменной придумкой Дидло были групповые полеты, когда сразу несколько танцовщиц в прыжке взмывали в небо и продолжали парить над изумленной публикой. Все эта эквилибристика была возможна благодаря слабому освещению и ловкости рабочих сцены. Никакого электричества, никакой автоматизации. Все вручную.

Спецэффекты эпохи

Дидло по-новому подошел и к методам оформления сцены. Это был настоящий Голливуд: вулканы сыпали искрами, драконы извергали пламя, во время землетрясения сцена покрывалась трещинами, в небе сверкали молнии, а у зрителей от удивления отвисали челюсти.

Балеты долго я терпел

Надо ли говорить, что балеты Дидло пользовались бешеным успехом. Вот, например, как выглядела сцена из балета «Руслан и Людмила»: «Руслан подходит к спящей голове богатыря. Она просыпается, шевелится, выпускает изо рта пламя. Под ударами Руслана она разваливается на части, и из нее выходит вооруженный воин».

Когда спектакль вышел, фамилия Пушкина отсутствовала на афише: он был в опале. Под конец жизни в опалу попал и сам Дидло, поссорившись из-за какой-то мелочи с директором императорских театров Павлом Гагариным.

«Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Онегин, конечно, великий сноб: Дидло не надоедал. Он поднял русский балет на новый уровень, а сам умер в Киеве по дороге в Крым.

Вдова великого князя

В 1899 году дом приобретает владелец соседнего дворца – великий князь Сергей Александрович. Здание перестраивают по проекту Александра Кащенко, наращивают этажами, оформляют в стиле поздней эклектики. После убийства великого князя в Москве владелицей становится его вдова – Елизавета Федоровна.

Немецкий профиль, высокая пышная грудь, талию, затянутую корсетом можно обхватить одной рукой. Красивая девушка с рагичной судьбой. Она приняла Россию как родную страну, а православие как родную веру. По рассказам москвичей ходила вызволять детей из лап бандюганов на Хитровский рынок, где никто никогда ее даже пальцем не трогал. Продала всю свою ювелирную дребедень и купила на эти деньги большой кусок земли на Большой Ордынке, где основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, благотворительное учреждение нового формата.

Там очень серьезно относились к подготовке сестер милосердия, а обездоленных, попавших в обитель, старались не только накормить и вылечить, но и трудоустроить. Основной комплекс был построен по проекту Алексея Щусева, который затем прославится на весь мир другой своей культовой постройкой – мавзолеем Ленина.

Собственно, когда Ленин пришел к власти, Елизавету Федоровну, несмотря на все ее заслуги перед простым народом, отправили на Урал, где вместе с несколькими представителями дома Романовых и еще одной сестрой Марфо-Мариинской обители, скинули в шахту под Алапаевском. Судя по всему, Елизавета Федоровна еще жила какое-то время, поскольку смогла перевязать рану упавшего рядом с ней князя Иоанна Константиновича частью своего платка, называемого апостольником.

После 1917 года дом на Невском 43 был реквизирован и стал достоянием народа. А Елизавету Федоровну уже в наше время причислили к лику святых. Так немецкая принцесса стала русской преподобномученицей.