Армянская церковь
В 1990-х благодаря массовой бомбардировке СМИ, простой обыватель зачастую воспринимал жителей бывших южных республик СССР как исламистов. Многими забывалось, что в Грузии, Абхазии, Осетии доминирующей религией является отнюдь не ислам. И уж, конечно, в Армении.
Алмазный дар
Это крайне важно, поскольку в царские времена главную роль играла не национальность, а вероисповедание. Именно поэтому Екатерина II позволила на территории малой императорской конюшни построить Армянскую апостольскую церковь. Благодарные армяне осветили ее в честь святой Екатерины.
Локомотивом всей этой истории был Ованес Лазарян, именовавшийся в Петербурге Иваном Лазаревым. Успешный торговец, который смог сделать участниками своих бизнес-процессов высокопоставленных господ, да еще каких: Орловы, Потемкин, Воронцов, Безбородко. И вот Лазарев-Лазарян покупает у мужа своей тетки алмаз и перепродает его Григорию Орлову, а тот преподносит Екатерине II.
По другой версии Лазареву удалось купить только долю во владении алмазом, и он искал покупателя на вторую половину. Им стала сама императрица, которая позволила своему бывшему фавориту Григорию преподнести ей камень от его имени и как бы им купленный.
Екатерина любила устраивать такие спектакли со своими ухажерами, мы это увидим на примере Аничкова дворца. Известно, что она обожала драгоценные камни, в карты предпочитала играть не на деньги, а на бриллианты. Поэтому заполучив алмаз-гигант, она не могла не отблагодарить человека, который его продал. Лазареву пожаловали дворянский титул. Поскольку строительство храма было уже в самом разгаре, он решил возвести по соседству доходные дома. В отличие от церковных комплексов у кирхи и у костела, которые мы проходили на Невском, здесь впоследствии надстроили всего один этаж всего лишь у одного дома.
Архитектор Фельтен
Церковь возведена по проекту Георга Фридриха Фельтена, так же как и Лазарян, имевшего русскую интерпретацию своего имени – Юрий Матвеевич. Его отец был троюродным братом Иогана Фельтена – обер-кухмейстера, а проще говоря, повара Петра I. Именно Юрий Матвеевич Фельтен сменил Растрелли на посту главного архитектора Канцелярии от строении, сейчас бы это назвали комитетом по градостроительству и архитектуре.
Растрелли уволила Екатерина II, которая мало того что решила сменить барокко на классицизм, так еще и обустроить наконец город, сделать его достойным звания столицы Российской империи.
Выполнение этой задачи она взвалила на плечи Фельтена. Именно поэтому в створе домов №40 и №42 мы видим классический портик – архитектурный символ эпохи Екатерины II, а затем и Александра I и отчасти Николая I.
Один купол
В Петербурге найдется немного храмов, а уж тем более православных с одним куполом.
Армянская церковь – редкий пример, однокупольная система был фирменным знаком архитектора. По такому же принципу возведены церкви Святой Анны на Кирочной, где некогда был рок-клуб, и Святой Екатерины на Большом проспекте В.О. Ну и что бы вы четко понимали, кто такой Фельтен, следует сказать, что именно по его проекту его и при участи зодчего Егорова была изготовлена архитектурная жемчужина Петербурга – северная решетка Летнего сада.