Битва за канал

Мы находимся на стыке Императорского и Кавказского променада. Такие названия должны были носить части засыпанного Екатерининского канала, ныне канала Грибоедова.

Имени Александра II
В эпоху, когда не было ни водопровода, ни очистительных сооружений, реки Петербурга превращались в рассадник холеры и прочих эпидемий, поскольку туда сливали все подряд, но при этом оттуда по-прежнему брали воду для хозяйственных нужд, а иногда и для питья.
К середине XIX века Екатерининский канал превратился в жидкую помойку. В 1869 году квартет специалистов подает проект закрытия канала. Идейным вдохновителем был полковника Мюссард, стоит также отметить участие архитектора Николая Бенуа, отца уже известного нам Леонтия Бенуа. Канал предлагалось засыпать, на его месте проложить проспект Императора Александра II в окантовке 64 бюстов достойных сынов отечества.
Авторы проекта продумали все, даже свой интерес. По их задумке следовало проложить конно-железную дорогу и предоставить им эксклюзивное право эксплуатации данного вида транспорта на данном участке.
Проект утвердили на высочайшем уровне. Уже разрабатывался макет памятника «Апофеоз России», в который должен был упираться проспект Александра II. Проспект упирался еще и в деньги, которых не было. Поэтому водная артерия осталось водной. Но идея, идея продолжала витать в воздухе. К ней вернулись в канун празднования 300-летия дома Романовых.

Остерегись, Лелянов
На этот раз с инициативой выступил городской голова Павел Лелянов, владелец мехового магазина на Большой Морской улице.
Предложение все то же: канал забрать в трубу, проложить проспект с трамвайными на этот раз путями, по бокам бульвары на манер парижских. Ушлые купцы намеревались возвести здесь торговые ряды и пустить трамвай по их крыше.
К тому моменту в городе уже был опыт засыпки ненужных каналов: Конногвардейский бульвар проложен по одному из них. Но Екатерининский и длиннее и краше. Поэтому в борьбу включились журналисты.
«Свой утренний променад однажды совершая, Лелянов как-то увидал Екатерининский канал. И говорит: “Какая вещь пустая! Ни плыть, ни мыть, ни воду пить. Каналья ты, а не канал. Засыпать бы тебя, вот я б чего желал”.Так думал голова, нахмурив мрачный лоб. Вдруг из канала вынырнул микроб И говорит: “Остерегись, Лелянов, Ты от таких величественных планов”»…
Эта басня за подписью Надежды Тэффи была напечатана в «Биржевых ведомостях». Она понравилась Николю II. Как вспоминала Тэффи «издатель газеты Проппер был “высочайшею пожалован улыбкой”». А поэтессе к гонорару прибавили две копейки. Канал опять отстояли.

Лелянов

Инженер Енакиев
И наконец последний проект был предложен инженером Енакиевым, уже известным нам Перетятковичем, автором дома Вавельберга, а также архитекторами Лансере и Бенуа, на этот раз Леонтием.
Идея затрагивала уже не столько Екатерининский канал, сколько глобальное преобразования центра города. Например, речь шла о прокладке еще одного проспекта, параллельно Невскому, чтобы ослабить транспортную нагрузку на главную городскую улицу. Сам центр должен был стать гигантской достопримечательностью, а людей предлагалось выселить за его пределы.
Более того, инженер Федор Егорович Енакиев выступил с проектами введения ипотечного кредитования и устройства метрополитена. И это еще до революции. Но помешала Первая мировая война.
Речка осталась речкой, поменяв лишь название – канал Грибоедова. Конечно, его засыпали. Но буквально маленькую часть, в самом начале. Под постройку Спаса-на-Крови. Тут был убит царь, в честь которого хотели назвать проспект, проложенный на месте канала Грибоедова.