История знает немало примеров, когда понятие герой и предатель смешивались, как обстановка в доме Облонских. Народоволец Тихомиров, писатель Алексей Толстой, композитор Прокофьев и пр. яркие тому примеры. Сегодня речь пойдет про художника Билибина.


На советской купюре со свастикой можно видеть двуглавого орла. Но он лишен всех привычных атрибутов: короны, скипетра, державы. Здесь интересно все, например желание использовать солярный знак в качестве вечности и благополучия. Свастика, понятное дело, еще не обрела того ужасного смысла, который придают ей нынче. Но более интересен двуглавый орел, который являлся символом Российской республики, просуществовавшей чуть больше года. Его автором является Иван Билибин, а утвердили председатель временного правительства князь Львов и министр иностранных дел Павел Милюков.


В дальнейшем уже Советская республика подхватила от безвыходности и купюру, и герб, и какое-то время свастика и «ощипанная курица», как стали называть орла, у которого отобрали все знаки власти, являлись символами нового строя.
Сам Билибин являлся олицетворением русского духа в графике. Его иллюстрации к сказкам и костюмы к операм — это прям как будто оно так и было: жар-птица, царевич, серый волк, Аленушка. После октября 1917-го был в стане Деникина, участвовал в главной пропагандисткой затее ОСВАГ, где отметился рядом плакатов, очернявших Ленина и компанию.


В эмиграции не бедствовал, но после экономического кризиса деньги начали иссякать, да и Европа со своими псевдоценностями достала. Попросился обратно в СССР, против чего возражали некоторые художники, припоминая ему помимо участия в создании антибольшевистского PR еще и участие в «Мире искусства», сборище буржуев и декадентов, как тогда считалось. Но Сталин дал добро, и Билибин со своей женой и пасынком вернулся в Ленинград. Тут же был засыпан заказами, преподавал в родной ему Академии художеств. Был проклят всей белоэмигрантской тусой, благополучно избежал репрессий 1937 г.


После начала войны отказался эвакуироваться, сказав, что из осажденной крепости не бегут, ее защищают. Умер от голода в феврале 1942 г. Похоронен в братской могиле профессоров Академии на Смоленском кладбище.
Его судьба наглядно показывает, что понятия герой и предатель — это лишь инструмент для самореализации диванных воинов. Жизнь гораздо сложнее, более непредсказуема, чем кажется обывателю.