Бюрократ в «Арзамасе»
Вы, господа, знаете, что такое парасоль? Par – это предлог (для), sol – сокращенно от soleil (солнце). Таким образом это зонт от солнца.
Шаховский VS Жуковский
У драматурга Александра Шаховского в пьесе «Урок кокеткам или липецкие воды», написанной в 1815 году, герой Фиалкин дает парасоль героине со словами: «От солнца этот щит; от вас же для сердец, увы! защиты нет». Современникам Пушкина не нужно было объяснять, что такое парасоль и кого высмеивал Шаховской под именем Фиалкина, особенно после такой сцены:
Семен: «Так мертвецами где ж напуганы?»
Фиалкин: «В стихах,
В балладах, ими я свой нежный вкус питаю.
И полночь, и петух, и звон костей в гробах,
И, чу!.. всё страшно в них; но милым всё приятно,
Всё восхитительно! хотя невероятно».
Это камень в огород Жуковского. Достаточно сравнить с четверостишием из его «Людмилы»:
«Светит месяц, дол сребрится;
Мертвый с девицею мчится;
Путь их к келье гробовой.
Страшно ль, девица, со мной?»
Война на Парнасе
Жуковский сообщал в одном из своих писем: «Вздумал он написать комедию и в этой комедии смеяться надо мною. Друзья за меня вступились, Дашков напечатал жестокое письмо к новому Аристофану; Блудов написал презабавную сатиру, а Вяземскому сделался понос эпиграммами. Теперь страшная война на Парнасе».
Благодаря этой страшной войне на свет появилось литературное общество «Арзамас», заседания которого проходили по нескольким адресам, в том числе здесь, в доме упомянутого Жуковским Дмитрия Николаевича Блудова. Тогда это было здание с классическим фасадом.
Члены «Арзамаса» воевали с консерваторами из другого литературного объединения «Беседы любителей русского слова», где пребывали уже упомянутый Шаховской, морской офицер Шишков, будущий монах Ширинский-Шихматов. Последний разродился поэмой «Петр Великий, лирическое песнопение в 8 песнях». Арзамасец Батюшков писал:
Какое хочешь имя дай
Твоей поэме полудикой:
Петр длинный, Петр большой, но только Петр Великий —
Ее не называй.
А в личном письме к Гнедичу от 1 апреля 1810 г. он признавался: «Нет, эта лирика меня бесит!». В общем война была не на жизнь, а на смерть. В поносе эпиграмм Вяземского, того самого, который видел собственного двойника в доме №60 по Невскому проспекту, есть, например, такая острота:
Когда затейливым пером
Забавник Шутовской, шутя, соседов ссорил,
Сам не на шутку он, бог весть за что, повздорил
С партером, вкусом и умом.
Понятно, что под Шутовским здесь подразумевался Шаховской. И тем не менее спустя много лет Пушкин, который еще будучи подростком, участвовал в пирушках Арзамаса, написал без тени иронии и сарказма в «Онегине»:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Не так уж плох был Шаховской, как выясняется. Литераторы, вставшие ему в оппозицию, ни в коей мере не были оппозиционны правительству. Владелец этого дома Блудов был дипломатом и государственным деятелем. А потом рос, рос и вырос в министра внутренних дел, председателя Государственного совета и Комитета министров. А один из главных романтиков нашей поэзии Василий Андреевич Жуковский, который так же обитал в этом доме, был наставником будущего императора Александра II.
Общество «Арзамас» просуществовало недолго. По сути это была череда дружественных вечеринок, конечно же, с обильными возлияниями. Но вечеринки эти оказались настолько важными для истории нашей литературы, что стали предметом внимания искусствоведов и критиков.
Типичный бюрократ
В Большой советской энциклопедии про Блудова сказано: «Типичный бюрократ николаевского царствования, образованный и способный, но лишенный всякой оригинальности, отлично умевший приспосабливаться к обстоятельствам, по существу — консерватор, но готовый в мелочах идти на уступки “новым веяниям”, Блудов успешно делал свою карьеру при самых разнообразных обстоятельствах». Сложно поверить, что речь идет про одного из членов «Арзамаса».
Военный «Октябрь»
В 1914 году здание проросло этажами, изменился декор, а внутри был возведен флигель под кинотеатр «Паризиана». В течение 80 лет он назывался «Октябрь». Автор архитектурного проекта уже известный нам Мариан Лялевич, чей дом Мертенса мы наблюдали по адресу Невский, 21. В «Паризиане» были такие инновации, как телефоны в ложах и раскрывающийся потолок в зрительном зале.
Впрочем, во время Великой Отечественно войны любое здание имело шансы заполучить раскрывающийся потолок. Как и раскрывающиеся стены, которые получались от попадания бомб и снарядов.
Кинотеатр, переименованный в «Октябрь», продолжал действовать практически на протяжении всей блокады. Ольга Бергольц в книге «Говорит Ленинград» писала: «Мы еще недавно пробирались в кинотеатр “Октябрь” (тот, что на солнечной стороне Невского) откуда-то сбоку, по темным дворовым закоулкам, похожим на траншеи, а теперь гордо входим в него с парадного входа, с Невского. А на афишах наших театров появилась новая строчка: “Верхнее платье снимать обязательно!” Как это великолепно, что в театрах можно раздеваться. Это значит, что обстрела не будет, что зрителям и артистам не придется спешно рассредоточиваться, прервав спектакль. Хорошо!.
Бергольц не случайно упомянула, что кинотеатр находится на солнечной стороне Невского. Мы уже говорили об этом: именно солнечная, южная сторона проспекта была наиболее опасна во время артобстрела, поскольку снаряды прилетали с севера.
Поэтому-то и пишет Бергольц, что пробираться в «Октябрь» приходилось откуда-то сбоку, чтобы не попасть под огонь вражеской артиллерии. В наше время кинотеатру вернули историческое название – «Паризиана».