Самолеты и кино

В 1870-х гг. в доме №78 на углу Невского и Литейного жил Александр Федорович Можайский. И хотя он был морским офицером, но думал о небе, сконструировав небольшой летательный аппарат с пружинным двигателем.

Воздухо-летательный снаряд

Каково было удивление коллег, когда Можайский продемонстрировал им, как данный агрегат взлетает, да еще нагруженный морским кортиком. Естественно, возникло желание построить нечто подобное, но уже таких размеров, чтобы можно было поднимать в воздух человека.

Можайскому выдали субсидию на изготовление воздухо-летательного снаряда, так он тогда назывался, хотя термин самолет уже существовал. Денег не хватило, пришлось строить на свои. У самолета было одно крыло и три двигателя. Но мощность всего 36 л. с. А вес конструкции – тонна с четвертью. Ну и как вы думаете, возможно ли поднять в воздух такую махину с таким мотором?

Начало самолетостроения

До сих идут споры о том, взлетел этот аппарат или не взлетел. В советское время было четко постановлено, что паровоз изобрели Черепановы, радио – Попов, самолет – Можайский. За исключением Попова, это небольшое лукавство. Что не умаляет достоинств самих изобретателей. Они не только мечтали, но и претворяли свои мечты в жизнь. На благо страны и человечества. Именно за это мы им и благодарны. Поэтому не столь важно, летал самолет Можайского или нет. Главное, что он задал мощный импульс развития отечественного самолетостроения как такового.

Отец российского шоубизнеса

В начале XX в. в доме работал театр «Модерн». Антрепренер по фамилии Казанский развлекал здесь публику электрофотографической техникой. Это не что иное, как кино. Не случайно здесь подвизался господин Дранков. В первом номере первого в России кинематографического журнала «Сине-фоно», вышедшего осенью 1907 года, было опубликовано следующее объявление:

Первое в России (при т. «Модерн» Казанского) СИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ АТЕЛЬЕ под ведением известного фотографа при Госуд. Думе А. О. ДРАНКОВА. Выделка лент для синематографов. Сюжеты злободневные! События России и окраин! Виды городов и деревень! Каждую неделю новые сюжеты! По желанию снимки могут быть сделаны и в других городах.

Переводя на язык современной рекламы Дранков представлял студию, которая занималась продакшеном собственным и под клиента. Этот персонаж со своей кинофабрикой поменял на Невском достаточно адресов. Его можно смело назвать отцом не только отечественного кинематографа, но и отечественного шоубизнеса.

Актер Николай Орлов писал, что «человек этот был поистине вездесущ: на парадах, похоронах, дерби, пожарах, обвалах, наводнениях, встречах коронованных особ самым непостижимым образом он умудрялся поспевать вовремя. Без него не хоронили, не горели здания, не бушевали стихии, не встречались монархи…»

Съемка Толстого

Перед тем как прославится съемкой первой в России кинокартины, Дранкову удалось невозможное – снять на кинопленку Льва Толстого. Злопыхатели утверждали, что ради первых кадров оператору пришлось затаиться в деревянном туалете и снимать писателя оттуда. На самом деле Толстой действительно согласился, хотя его и пришлось уговаривать и убеждать. История первой в России киноленты ждет вас у дома №53 по Невскому проспекту, а пока перейдем к дому №51