Цветные мелки, игровая забава школьниц, вполне пригодны и для работы профессиональных художников. Главное – чтобы картины были побольше, поцветастее и чтобы праздношатающиеся застывали перед ними, будто увидев живого Годзиллу. Именно такого эффекта смог добиться Курт Веннер, мастер асфальтовой росписи, признанный мировой общественностью.

Часть I

Как только не развлекают отдыхающих на средиземноморском побережье. Здесь вам и акробаты, и музыканты, и рисовальщики. Естественно, мои коллеги гиды, от экскурсий некоторых порой клонит в сон, а некоторые зажигают. Не случайно именно Италия, плацдарм художественного мира, стала родиной термина «мадоннаро» (madonnaro). Так принято называть художников, которые разрисовывают улицы цветными мелками, эксплуатируя, как правило, религиозную тему. Убогонькие картинки с ликами общеизвестных святых чрезвычайно волнуют души расслабленных туристов. Как тут не поощрить труженика мелково-асфальтового дела и не дать ему пару евро. Но нашелся мадоннаро, который смог превратить подобный род деятельности в большой бизнес и стать мировой знаменитостью. Самое удивительное, что речь идет об американце.

Курт Веннер – личность, обласканная прессой, как берег Калабрии морскими волнами. Окончив престижную художественную школу, что находится в городе Провиденсе в штате Род-Айленд, он занял должность научного иллюстратора в NASA. Но изучать и рисовать, как «космические корабли бороздят Большой театр», ему быстро наскучило, и в 1982 году, получив расчет, он отправился за океан, в страну вина, моды и живописцев. Приехав в Рим, Веннер с головой погрузился в изучение работ мастеров итальянского Возрождения. Позднее он вспоминал: «Я стал интересоваться эпохой Ренессанса, повинуясь желанию стать хорошим художником. Меня просто ошеломила разница между тем, как рисуют нынешние студенты, и тем, как рисовали ученики пятьсот лет назад. Складывалось ощущение, что художники прошлого были намного квалифицированней нынешних».

Часть II

Веннер долго путешествовал по Италии, затем исколесил всю Европу. Он освоил технику росписи стен, которую использовали мастера XVI века, и начал сам писать фрески.

Деньги тем временем заканчивались, и художник решил подзаработать, перевоплотившись в мадоннаро. Но в отличие от своих коллег он стал рисовать не простенькие картинки с незатейливым сюжетом, а монументальные асфальтовые панно, используя профессиональный опыт, накопленный за время пребывания в Европе. «Я провел долгие месяцы в библиотеках и архивах, – говорит он, – в поисках научных трудов, написанных столетиями ранее и посвященных искусству рисунка. Больше всего меня увлекала геометрия. Было интересно проследить, как менялось с годами отношение к этому предмету. В одном веке вопрос пропорций и линейной перспективы активно обсуждался, в другом ему вообще не придавали никакого значения».

В 1984 году Веннер изобрел свой собственный метод рисования, получивший название «анаморфическая уличная живопись». Анаморфизм, как часть науки о перспективе, был известен большинству художников итальянского Возрождения. Его использовали прежде всего при росписи потолков, дабы создать иллюзию парения фигур. Веннер усовершенствовал этот метод при создании композиций на асфальте. Его объекты словно поднимаются из глубин земли или, наоборот, падают в бездну. Такой эффект появляется во многом благодаря тому, что художник учитывает визуальное искажение, которое возникает у смотрящего на большие картины, расположенные не на стене, как мы привыкли, а на земле.

«Восприятие любой работы фигуративного искусства, – поясняет Веннер, – даже картины на стене, связано с двумя видами иллюзии: с условной и оптической. Например, при взгляде на картину возникает иллюзия условная. Зритель может невольно ассоциировать раму картины с окном, за которым открывается некий вид. Рама также может восприниматься как условная граница между реальным и нереальным миром. Но при этом зритель все равно понимает, что перед ним картина, висящая на стене. Оптическая иллюзия размывает границы между явью и вымыслом. Это как экскурсия в вечность. Фактически она обманывает зрителя. В своих работах я как бы накладываю одну иллюзию на другую. На фотографиях, где изображены мои уличные работы, сами картины воспринимаются не менее реальными, чем зрители, столпившиеся вокруг них».

Часть III

К середине восьмидесятых годов прошлого века Веннер получает несколько золотых медалей на фестивалях мадоннаро и становится признанным мастером этого уличного искусства. В 1985 году журнал National Geographic снимает документальный фильм «Меловые шедевры», который спустя два года получает награду на международном кинофестивале в Нью-Йорке. После этого финансовые дела художника пошли в гору. Он разрабатывает рекламу для водки «Абсолют». Кампания была запущена в 1996 году под названием «Абсолютный Веннер».

Успех Курта Веннера вдохновил десятки художников на создание «асфальтовых полотен», что, в свою очередь, повлияло на возникновение новых фестивалей уличного искусства, на которых маэстро выступал уже в качестве учредителя и члена жюри. Он стал читать лекции, проводить мастер-классы, в том числе для мультипликаторов со студий Disney и Warner Bros.

Апофеозом деятельности Веннера стало монументальное панно «Страшный суд». Картина была заказана ему муниципалитетом итальянского города Мантуи к визиту папы Иоанна Павла II. Под управлением маэстро Веннера над «Страшным судом» трудились тридцать европейских художников. «Когда я рисую на асфальте, – говорит художник, – то могу видеть реакцию самой разной публики. И по этой реакции я могу судить, как люди воспринимают мои работы. Это самая прекрасная школа из всех мне известных».

Неудивительно, что со временем имидж мадоннаро, пусть и общепризнанного, стал Веннеру «тесноват». Ему захотелось расширить границы своего творчества. И тогда он переквалифицировался сначала в дизайнера, а затем и в архитектора. Но, как это ни печально звучит, о дизайнере и архитекторе Веннере в настоящий момент известно намного меньше, чем о Веннере – уличном художнике. И при упоминании его имени знатоки представляют асфальт и мел, а не интерьеры и дома. Удастся ли Курту Веннеру избавиться от имиджа мадоннаро, покажет время.

P.S. Вы же, как известно, можете посетить авторские экскурсии Павла Перца по Петербургу, Москве, и присоединиться к нашим турам в Париж, Берлин, Вену и Прагу. Выбирайте правильного гида, и будет вам счастье.