Китайский стиль в России называли шинуазри (chinoiserie). То есть для китайщины, так это дословно переводится, использовали французское слово. Термин звучал не так двусмысленно, как жапонизм (japonisme), то есть японщина. Но интересно, как мода на далекую, закрытую страну попадала в Россию не из самого Китая, а из Европы.

Мотивы Поднебесной в прикладном искусстве и архитектуре можно сравнить с развесистой клюквой о России на Западе. Китай в представлении зодчих и художников XVIII в. виделся сельской пасторалью с пагодами, зонтиками и странными узкоглазыми людьми. Это все равно как библейские мотивы живописцев фламандской школы: никаких семитских черт у апостолов и Христа. И если бы императоры династии Мин, построившие в Пекине Запретный город, увидели Китайский дворец в Ораниенбауме, они бы крайне удивились, узнав, что он китайский. Что, безусловно, не умаляет достоинств данного памятника архитектуры, который хоть и уцелел в годы войны, но со временем все равно обветшал.

Катальная горка

После Меншикова ораниенбаумское поместье переходило из рук в руки разным дворцовым канцеляриям и коллегиям. Пока не стало собственностью малого двора Петра Федоровича и его супруги Екатерины. Когда она разделалась со своим супругом, то вся эта местность превратилась в плацдарм для экспериментов архитектора Ринальди. Который, хоть и творил в стиле барокко или рококо, но уже привносил в свои постройки элементы классицизма. А для главного развлечения, катальной горки, построил пышный павильон, сохранившийся до наших дней.

Изначально это гигантское сооружение было возведено в Царском селе по проекту Нартова и Растрелли, а уже потом было воплощено здесь. Представьте себе площадку высотой 20 метров, и с нее по деревянным рельсам вниз скатывается тележка. Она могла быть в виде гондолы, зверя, колесницы – это все тоже были придумки Нартова.

Тележка скатывается вниз, поднимается на следующую горку, потом опять вниз, и так несколько раз. Екатерина очень любила это развлечение до тех пор, пока в один «прекрасный» день чуть не свернула себе шею в Царском селе. Орлов спас.

Императрица и так нечасто посещала Ораниенбаум, а после того случая совсем забросила это место. Горка стояла, разрушаясь, пока окончательно не рухнула в 1813 году. Остался только ландшафтный партер, обозначающий границы, длину самой этой горки и творение Ринальди.

Полет фантазии

Павильон Катальной горки и Китайский дворец по сути два архитектурных брата. Последний изначально назывался «домиком, что в Верхнем саду». В своих записках Екатерина II даже тут умудрилась кинуть камень в огород своего теперь уже бывшего мужа, написав: «Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме и, так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом».

Нам остается только верить на слово императрице, что Петр III не дал бы здесь знаться ей развлечением, которое, по ее словам «могло развивать изображение». Более подробно мы поговорим об их взаимоотношениях во время экскурсии у бывшей крепости Петерштадт, а пока, как мы уже знаем по рассказу о Большом дворце, владельцами всей этой территории стала великокняжеская чета Павловичей: Михаил и Елена.

Продолжение следует.