Товарищ Володарский

Если вы вдруг приехали в Петербург из Ростова, то вам скорее всего будет приятно узнать, что два дома на Невском проспекте №74 и №76 принадлежали вашего городу. Точнее сказать Ростовскому городскому обществу Ярославской губернии.

Уголок Ростова

Домами владел купец Алексей Кекин. У него был один единственный сын-наследник, который как-то шел по Забалканскому, ныне Московскому проспекту, зазевался, стукнулся головой о фонарь, после чего и умер. Отец решил, что все свое недвижимое имущество в Петербурге он передаст родному городу. Доходы от этих объектов пускались на такие благие дела как устройство водопровода или учреждение гимназий в городе Ростове. Достойный поступок бизнесмена царских времен.

Литейный двор

За этими двумя домами начинается, а точнее, заканчивается Литейный проспект. Нумерация идет от Невы. Некогда просека, а ныне широкая дорога, которая закупоривается автомобильными пробками каждый будний день, названа так по Литейному двору. Он стоял у самой реки. Отливали здесь, естественно, пушки. Из меди. Как выглядит пушка? Это ствол, внутри дуло. Но такие пушки взрывались при испытании. Тогда личный токарь Петра I Андрей Нартов предложил изготовлять дула не полыми, а глухими, и только затем высверливать ствольный канал на специальных станках, которые сам же и сконструировал. Они приводились в движение водой. И вот уже из таких пушек с высверленным дулом можно было палить по врагу.

Конец Учредительного собрания

На перекрестке Садовой и Невского был рассказ про конец русской демократии и расстреле июльской демонстрации 1917 года. Но была еще одна попытка ее возрождения. Которая окончилась ничем.

В январе 1918 года был созван новый правительственный орган страны – Учредительное собрание. К тому моменту партия Ленина уже крепко держала власть и выпускать ее из своих рук не намеревалась. Поэтому когда 5 января в день открытия Учредительного собрания в Петрограде началась демонстрация в его поддержку, большевики устроили ее разгон.
На Литейном проспекте, а особенно здесь на перекрестке с Невским, зазвучали выстрелы. Самый демократичный орган России просуществовал один день, закрытый известной фразой матроса Железняка «караул устал». Депутаты отправились по домам.

Теракт

Через год Литейный проспект был назван в честь Моисея Марковича Гольдштейна, более известного как В. Володарский. Именно В точка. Его псевдоним не предполагал имени, хотя в советской литературе иногда используется имя Владимир.

Он был комиссаром печати, пропаганды и агитации в Союзе коммун северной области. На этом посту Володарский занимался тем, что закрывал газеты оппозиционные новой власти. И был убит, возвращаясь с митинга на Обуховском заводе. Шофер остановил машину и сказал, что кончился бензин. В этот момент рабочий Сергеев застрелил комиссара печати и скрылся от погони, бросившись в Неву. Ему удалось ее переплыть, осилив трехсотметровку вольным стилем.

На месте убийства товарищу Володарскому установили памятник и вообще присвоили его имя различным топографическим элементам: построенный там мост до сих пор так и называется Володарским. А Литейному проспекту за две недели до снятия блокады вернули его историческое имя.