Пассаж

Прошедшее время по-английски – past. По-французски – passé. Соответственно проход – passage. Такое название получили крытые галереи, первые ласточки цивилизованного шопинга, появившиеся в Европе и в Северной Америке в первой половине XIX в.

Императорский контроль

Они защищали от непогоды, и были неплохо освещены, поскольку имели стеклянную крышу. Подобный торгово-развлекательный центр, где было бы место не только магазинам, но квартирам, и даже театру, вознамерился возвести на Невском, 48 русско-шведский граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор.

Предприятие обещалось быть успешным, граф предполагал пропилить дыру в уже имеющемся здании и, используя его стены, возвести крытую галерею. Дабы не тратится на существенные переделки, эту дыру планировалось сделать чуть сбоку. Но император Николай I, который ощущал себя архитектором, поскольку с детства интересовался фортификацией и инженерным делом, приказал устроить галерею строго по центру здания.

Это означало, что придется снести предыдущее строение и построить пассаж фактически с нуля, что, как понимаем, выливалось совсем в другие деньги. Граф Стенбок-Фермор понял, что прогадал. И это ощущение только усугубилось, когда выяснилось, что император хочет, чтобы здание было помпезным. То есть добавлялись непредвиденные траты еще и на декор.

«Туннель» с водопроводом

На экскурсиях дети называют этого архитектора Железякин. Поляк Рудольф Желязевич принимал участие в строительстве Николаевского вокзала, по его проекту возведено здание съезжего дома Коломенской части. Но, конечно, главной его постройкой в северной столице являлся Пассаж. Здание было полно чудес: водопровод – вода поступала из Фонтанки и качалась насосами, установленными прямо в Пассаже. В каждой квартире, которые располагались на третьем этаже, и в каждом магазине был установлен ватерклозет. Еще одно техническое новшество – газовое освещение, которое до этого использовалось в здании Главного штаба и больше нигде. Лавки в Гостином дворе, что напротив, были натуральным темным царством, купцы использовали свечи, газом тут и не пахло, в прямом и переносном смысле.

Увы, все эти существенные бонусы не принесли коммерческой выгоды. Торговые площади не привлекали арендодателей, Эссен-Стенбок-Фермор влез в долги, и хоть Николай I распорядился выдать ему сначала ссуду, затем избавил от налогов, граф объявил себя банкротом и здание, прозванное в народе «туннелем», было выставлено на торги. Тем не менее «Пассаж» не умер, со временем он таки стал притягательным местом для коммерсантов. И не только.

«Эти дамы»

Под «Пассажем» от Невского до Итальянской тянулось кафе. Днем сюда заглядывали биржевые спекулянты, а ближе к вечеру, как писал хроникер одной из газет: «Сюда стекаются “эти дамы” и кавалеры, нуждающиеся в их услугах. И до поздней ночи в подземелье стоит гул голосов, и в облаках табачного дыма и людских испарений носятся замученные лакеи. Кафе превращается в биржу продажной любви».

В пасти аллигатора

В Пассаже был даже зверинец, и не один, и с такими представителями фауны, как аллигатор, который сожрал героя Достоевского.

«Сего тринадцатого января текущего шестьдесят пятого года, в половине первого пополудни, Елена Ивановна, супруга Ивана Матвеича, образованного друга моего, сослуживца и отчасти отдаленного родственника, пожелала посмотреть крокодила, показываемого за известную плату в Пассаже». Так начинается рассказ «Крокодил», написанный Федором Михайловичем как некое продолжение гротескной темы, заданной Гоголем в повести «Нос».

Редкий выступ

До начала нового века оставалось два года, когда в Пассаже случился пожар. В это время всемирно известный банк «Лионский кредит» подыскивал помещение для своего российского филиала. Владельцы Пассажа договорились с банкирами, что те поселятся в здании, но реконструируют его за свой счет. Представители банка объявили конкурс на оформление входа с Невского проспекта. Его выиграл англичанин Ричард Боуэнс, предложивший оформить его в виде портика. Но вот проблема: данная конструкция выступала за красную линию, а это было запрещено. И тогда князь Барятинский, чья супруга на тот момент владела зданием, обратился непосредственно к министру внутренних дел Сипягину. И они договорились о следующем: колонны разберут, если они будут мешать прохожим. Колонны не помешали. И не мешают до сегодняшнего дня.