Французский след

У Невского проспекта есть еще одно название – улица веротерпимости. Таковой она стала с легкой руки Александра Дюма, который, посетив Северную столицу, поразился наличию на Невском храмов различных вероисповеданий.

Валлен-Деламот

Мы уже видели лютеранскую кирху святого Петра, настала очередь католического костела св. Екатерины.

Валлен-Бегемот. Так дети называют на экскурсиях автора Жана-Батиста Валлен-Деламота. В строительстве этого здания принимали участие несколько архитекторов, но основной проект принадлежит Деламоту. Эту фамилию мы вспомним возле Гостиного двора. Он был французом и, естественно, католиком. Собственно, как и еще один исторический персонаж, который был похоронен в этом храме, и его останки обретаются там до сих пор. Звали его Жан Виктор Моро.

Александр Дюма

Конкурент Наполеона

Жесткая конкуренция всегда сопровождает борьбу за власть. В эпоху становления СССР это выглядело как Троцкий-Сталин. Два выдающихся деятеля революции были готовы на многое ради достижения успеха.

Такое уже случалось. Например, во Франции. “Нас же было двое, тогда как нужен был только один”, — сказал Наполеон о Жане Моро, который в не меньшей степени претендовал на пост главы новорожденной республики, поскольку был овеян не меньшей славой. И пусть он проиграл Суворову, а Суворову проигрывали все, но зато в декабря 1800 года в битве при Гогенлиндене разгромил австрийцев, благодаря чему Франция заключила выгодный мир, а война, длившаяся в Европе уже 10 лет, была закончена. И поэтому Наполеон сделал все, чтобы устранить конкурента, обвинив его в государственной измене и выслав из страны.

Моро поселился за океаном и в 1812 году, когда началась англо-американская война, даже получил предложение возглавить армию США. Но тут подоспело известие о том, что Наполеон потерпел фиаско, а это означает, что Франция находится на грани катастрофы. И Моро принял предложение от русского царя Александра I стать военным советником в штабе союзных армий. То есть начать воевать против своей собственного государства.

В деле генералу долго участвовать не пришлось — в битве при Дрездене французы пальнули по нему из пушки, смертельно ранив. Перед самой смертью Моро послал записку жене: «Этой шельме Бонапарту опять повезло. Он и здесь оказался счастливее меня».

Могила полководца

После смерти бравого полководца встал вопрос, а где же его хоронить? Где как не в России, ведь свой последний бой он провел на нашей стороне. Моро был погребен в костеле св. Екатерины. И если останки других именитых иностранцев, как например, польских королей Станислава Понятовского и Станислава Лещинского, перенесли затем из этой церкви на родину, то прах генерал-фельдмаршала Российской империи по-прежнему находится в петербургской земле по адресу Невский пр., 32А.

Французский след у этого здания не заканчивается на Моро. Здесь венчались Дантес и Екатерина Гончарова, здесь отпевали Монферрана, здесь молились Бальзак и Дюма-отец. Но Моро перевесил всех, хотя бы потому что он по-прежнему здесь.