Дом компании «Зингер»

Не всем россиянам придется по вкусу тот факт, что в самом центре Петербурга над нами парит символ США.

Американская печать
Птица с распростертыми крыльями, – белоголовый орлан, под ней можно разглядеть оливковую ветвь. Если бы она держала в лапах еще и стрелы, то это была бы полновесная государственная эмблема – большая печать США. Компания «Зингер» — американский производитель швейных машинок. В конце XIX в. руководство решило наладить их производство в России. Как водится, нужно было подыскать себе приличный офис. А еще лучше – построить, да так чтобы он поразил всех своим необычным видом. Возвести в самом центре российской столицы небоскреб.

Архитектор Сюзор
Для этих целей следовало нанять одного из топовых архитекторов того времени. Таковым был Павел Юльевич Сюзор. Он с удовольствием взялся за проект. Ему показали здание «Зингер» в Нью-Йорке Эрнеста Флага, которое Сюзору понравилось. Павел Юльевич не знал, что в скором времени к нему будет пристроен небоскреб, самый высокий в мире до 1909 года. Оно же в шестидесятых прошлого века стало самым высоким зданием, которое пошло под снос. Этот рекорд держался до печальной даты 11 сентября 2011 года.
У Сюзора был шок, когда он выяснил, что заказчик хочет возвести в центре Петербурга высотку. Регламент 1844 года — строить минимум на одну сажень ниже Зимнего дворца — уже не действовал. Но имел силу новый закон — высота здания не должна превышать ее ширины.
Тогда заказчик высказал мещанские пожелания, чтобы дом был утыкан символами компании – вместо башни пусть красуется гигантский наперсток, а на фасад следует поместить швейные машинки.
Бедный Сюзор. Ну наперсток он как-то видоизменил, теперь у нас стеклянный купол, который венчает стеклянный земной шар. Когда-то он был опоясан надписью «Зингер». Именно об этом строки Николая Заболодского.

И как бы яростью объятый,
Через туман, тоску, бензин,
Над башней рвался шар крылатый
И имя «Зингер» возносил.

А вот швейные машинки пришлось таки добавить в оформление. Если внимательно присмотреться к скульптурам, то можно увидеть, что три из них держат в левой руке веретено, а под правой рукой у них – мечта портнихи.

Биржевой маг
«Нельзя стоять в реке и не замочиться. Добыча сама плывет, нельзя же ее пропускать мимо рук…» Это девиз Захария Жданова, посредника, через которого Сюзору приходилось общаться с владельцами компании. Жданова называли «биржевым магом и волшебником», «королем биржевых спекулянтов». Настоящая его фамилия – Голяшкин.
Жданов-Голяшкин растрепал по всему городу, пустив в ход газеты, что компания «Зингер» возведет неимоверное здание по проекту модного архитектора Сюзора. Причем начал он эту PR-кампанию в тот момент, когда еще не было ясно, где это сооружение будет стоять. Таким образом он поднял цену российских зингеровских акций до небес. Потому он пустил утку о том, что будет построен небоскреб. Акции моментально упали в цене. Их и скупил Жданов.
С местом постройки тоже вышла история. Владелица доходного дома на углу Невского и Екатерининского канала, как тогда назывался канал Грибоедова, ни в какую не хотела расставаться со своим прибыльным объектом недвижимости. Жданов подослал ей предсказателя судьбы, который и нагадал, что если она не продаст свой дом и не уедет жить во Францию, то ее ждет страшная участь.
Предсказатель не обманул. Останься мадам в России, то после революции лишилась бы собственности. А так она тихо и спокойно дожила свой век на Лазурном берегу.

Новации архитектора
У этого дома автор часто спрашивает экскурсантов: какой важный элемент здесь отсутствует? Ответ: водосточные трубы. Они вмонтированы в стены. Это один из новаторских приемов, использованных Сюзором. Их было немало: железный каркас, крытый атриум, подвал с такой изоляцией, что ему не страшны ни вода, ни огонь. Поэтому здесь можно спокойно хранить и продавать книги. Чем, собственно, в этом доме и занимаются.

Казанская площадь №2

Казанский собор

Слышу звон, да не знаю, где он. Это про Казанский собор. Стоимость постройки — пять миллионов рублей, астрономическая сумма для начала XIX в. Львиную долю средств выделил Александр Сергеевич Строганов, герой одного из предыдущих рассказов.

Видение Матрены
Проходя мимо по Невскому, можно услышать звон колоколов. Удивленный турист кидает взгляд на храм и недоумевает: откуда звук? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обойти здание с правой стороны и поднять голову. Там, с торца над колоннадой, будет проем, где находится звонарь. Таким хитроумным образом зодчий Воронихин решил проблему размещения колоколов за неимением отдельной колокольни или звонницы.
Что делает в Петербурге Казанский собор? Столица Татарстана имеет к нему прямое отношение: главная реликвия храма икона Божьей Матери так и называется – Казанская. Почему икона Казанская? Вскоре после взятия города войсками Ивана Грозного там случился пожар, и маленькой девочке Матрене явилась во сне Богородица, указавшая точные координаты расположения иконы с собственным ликом. И Матрена действительно нашла ее на месте сгоревших зданий под слоем пепла. С тех пор там монастырь, а в календаре РПЦ праздник, который до революции был нерабочим днем.

Архитектор Воронихин
«Воронихин был холоп графа Строганова, президента академии художеств и мецената. А как в старину баре, даже и знатные, отдавали мальчиков в ученье, не справляясь с их склонностями, то, вероятно, и Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, попал в зодчие. И он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микель-Анджело».
В этой цитате из мемуаров Филиппа Вигеля, члена литературного кружка «Арзамас», слишком явно сквозит презрение аристократа к бывшему крепостному, которому бы сапоги тачать, а не соборы возводить. Не могли некоторые дворяне спокойно отнестись к тому факту, что главный на тот момент храм Петербурга построен по проекту бывшего холопа.
Архитектор всегда работает под клиента. В данном случае клиентом был Павел I, который, конечно, поддержал идею Строганова, что все должно быть построено из отечественных материалов и силами отечественных мастеров. Но при этом ему приспичило, чтобы возводимый собор был похож на собор Святого Петра в Риме. Отсюда и колоннада, отсюда и обвинения в плагиате Воронихина Вигелем.
Однако Казанский собор – это не копия храма Святого Петра. Это самостоятельное произведение.

Любимые двери Достоевского
Что реально является копией, так это двери с северной стороны. Такие же можно лицезреть в крестильном доме Сан-Джованни во Флоренции, которые Микеланджело назвал «Райскими вратами». На них изображены сцены на библейские сюжеты, которыми так восхищался Достоевскй. Его жена Анна Сниткина вспоминала:
“Бронзовые двери Battistero (особенно delta del Para-diso), работы знаменитого Ghiberti, очаровали Федора Михайловича, и он, часто проходя мимо капеллы, всегда останавливался и рассматривал их. Муж уверял меня, что если ему случится разбогатеть, то он непременно купит фотографии этих дверей, если возможно, в натуральную их величину, и повесит у себя в кабинете, чтобы на них любоваться”.
Но вот незадача, литейщик не знал точной последовательности этих сцен, поэтому некоторые были поставлены не в том порядке, как на оригинале.

Красный флаг
Казанский собор претерпел многое. Здесь в объятьях коллонады хотели установить сарай с электростанцией, которая должна была вырабатывать энергию для освещения Невского проспекта. В итоге ей нашлось место на барже на реке Мойке.
Здесь проходили демонстрации, включавшие обязательные стычки с полицией. Один из первых случаев поднятия красного флага был зафиксирован именно на колоннаде Казанского собора. Это случилось 6 декабря 1876 года. Причем флаг был без древка, его держали в руках, посему знаменосца периодически приходилось подкидывать над толпой, чтобы та могла видеть знамя революции. Звали его Яков Потапов и было ему всего 16 лет. После демонстрации задержали 11 женщин и 20 мужчин, среди которых оказался и Яков.

Террористы в храме
На старых фотографиях мы видим, что перед собором нет никаких насаждений, вообще ничего — идеальное место для массовых сборищ. Так что садик с фонтаном по центру был разбит по приказу градоначальника Клейгельса не для красоты, а чтобы максимально уменьшить полезную площадь для размещения потенциальных оппозиционеров во время демонстраций. Но вот колоннада ничем ограждена тогда не была. Решетка появилась уже в наше время.
Напоследок процитируем отрывок из воспоминаний главы петербургской охранки Александра Герасимова, который расскажет об одной даме, находившейся под подозрением:
«Каждое утро приходила она в собор Казанской Божьей Матери, покупала свечу, ставила там перед образом, опускалась на колени и погружалась в молитву. Нередко, подобно другим молящимся, она склонялась к земле, касаясь лбом церковного пола, оставалась в таком положении по 10-15 минут. Столь усердные молитвы со стороны террористки были совершенно непонятны, и мои агенты, тщательно наблюдавшие за ней, впадали в смущение и только покачивали головами по поводу поведения Распутиной, — пока они не начали замечать рядом с Распутиной в таком же коленопреклоненном состоянии и религиозной сосредоточенности других молящихся мужчин и женщин, которые порой шептались с ней и принимали от нес разные предметы, Однажды таким образом был передан ею довольно объемистый предмет, возможно, что бомба.
Таким образом, под покровом собора Казанской Божьей Матери члены террористической группы организовали конспиративные сношения между собой».