Лицо в головном уборе с крылышками смотрит на нас с фасада. Помните, в самом начале Невского у дома №1 мы писали, что бог торговли Меркурий будет сопровождать нас на протяжении всего проспекта? Немудрено, поскольку до революции эта часть Невского была деловым центром города.

Самым известным магазином, располагавшимся некогда в этом доме, был магазин «Лондон», который в начале позапрошлого века называли универсальным. Английский универсам, вопреки названию торговал преимущественно товарами французскими.

Статусные клиенты

Сюда хаживал Николай I, чтобы купить подарки членам своего семейства. Сюда хаживал Пушкин и покупал платки, серьги, браслеты, шелка и пр. Цены соответствовали статусу покупателей. Говорили, что здесь «самая мелкая ходячая монета есть пятидесятирублевая ассигнация». Гоголь платил за квартиру 25 рублей в месяц, так что можете сопоставить эти суммы.

У Пушкина здесь был неограниченный кредит и, естественно, после его смерти остался весомый долг, который, впрочем, как и все остальные долги поэта, погасила опека. Вот эта практика – продавать в кредит, была очень соблазнительная для мошенников. Особенно возможность расплачиваться не в самом магазине, а уже дома, после доставки товара.

Ограбление близ «Лондона»

Московский почт-директор Александр Булгаков любил получать письма от своего брата и коллеги Константина Булгакова, заведовавшего почтовым ведомством в Петербурге. Таким образом Александр узнавал о всех столичных новостях из первых рук. И вот 29 сентября 1833 года брат Константин пишет:

«Говорят, поддели английский магазин на несколько тысяч. Кто-то приехал в мундире, называясь гр. Ламсдорфом, выбрал разных вещей для больной своей жены и просил прислать к ней близко в трактир “Лондон”».

Одноименный трактир, то есть гостиница «Лондон» действительно располагалась совсем близко, на Невском, 1 Таким образом с этим адресом связана история не только из мира политических преступлений, но и уголовных.

Посыльный из магазина прибывает по адресу, его встречает служанка, а затем и сам Ламсдорф, но выясняется, что к больной жене сейчас пройти нельзя. Поэтому хозяин берет вещи, просит посыльного подождать, а сам вместе со служанкой скрывается в спальне.

Посыльный ждет час, заглядывает в комнату, а там никого нет. Мошенники вышли через заднюю дверь на черную лестницу. Посыльный бросается к хозяину гостиницы, но тот говорит, что не знает своего жильца, он явился посмотреть квартиру, оставил задаток и ушел за паспортом. Хотя, как мы уже знаем, он отправился в английский магазин.

Через какое-то время злоумышленник попытался провернуть такое же дельце в оружейной лавке. Но ее владелец, русский купец, раскусил афериста. Его схватили, выяснилось, что это подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Рихард фон-ден-Бринкен. Николай I придумал для него изуверское наказание. Его не только лишили дворянства и всех чинов, но и фамилии. Отныне он был Рихард Егоров. Царь волне мог лепить из своих подданных новых людей.

Константин Булгаков

Семеновский полк

Любовь вопреки

Это не единственная криминальная история, связанная с домом №16 и вышеописанным магазином. У его владельца была падчерица по имени Лавиния, которую не обделил своими ухаживаниями сам император, но она отвергла его притязания, чем, как мы понимаем, не повысила настроение самодержца.

Ее выдали замуж за купеческого сына Алексея Жадимировского. Любви в этом браке не было, зато любовь случилась вне брака с князем Сергеем Трубецким, который, с согласия Лавинии, ее похитил.

Николай I лично распорядился разыскать беглецов, что и было сделано. Князя в тюрьму, жену к мужу. Они встретились уже после смерти монарха, но счастье было недолгим: через два месяца после их воссоединения, князь умер.

Лавиния