В Москве на Гоголевском бульваре есть скамейка, с которой героиня фильма “Москва слезам не верит” произнесла мотивирующую фразу: “В 40 лет жизнь только начинается”.

Действительно, как много людей впадают в депрессию после 30, даже термин есть: кризис среднего возраста.

А вот на полсотне, что должно произойти с вами?

Может ли жизнь начаться после этой отметки?

Для одного человека, которому отечественное инженерное дело обязано если не всем, то многим, новая жизнь началась в 50.

У нашего героя было очень простое, легко запоминающееся имя: Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина. Ну или просто: Августин де Бетанкур. Его предок Жан де Бетанкур был текстильным магнатом, производил пурпурные ткани, для окраса которых требовались специальные моллюски. Вот ради их добычи он отправился завоевывать Канарские острова, где, ни больше ни меньше, объявил себя королем.

Так что его потомок Августин был королевских кровей.

Родился он на одном из прекраснейших курортов Атлантики — острове Тенерифе. Переехал во Францию, был одним из учеников Гаспара Монжа, изобретателя начертательной геометрии.

Бетанкур рано проявил себя не только на техническом поприще.

Например, он окончил Академию изящных искусств в Сан-Фернандо. Получил там в 1780 году первую премию. Спустя 4 года такую же премию получит Франсиско Гойя.

Только Бетанкур понимал, что механизмы привлекают его больше, чем кисти и мольберт.

Он был ценнейшим подданным испанского королевства, который спроектировал и проложил линию оптического телеграфа из Мадрида в Кадис.

Сигнал из столицы до южного побережья доходил за 40 секунд.

Этот проект был осуществлен вместе с другом — часовщиком Абрахамом Луи Бреге. Его же товар он продвигал в Англии, став по сути, менеджером по продажам. Кстати, весьма успешным.Там же Бетанкур подкупил служащего мельницы, где была установлена одна из первых паровых машин Уатта. После чего смог сконструировать свою собственную. Она использовалась на фабрике во Франции. Англичане обвинили испанца в Промышленном шпионаже.

А он перед перед этим женился как раз-таки на англичанке.

Это обратило на себя внимание святой инквизиции — брак с некатоличкой не одобрялся.

Так же святые отцы считали, что посылать слова по воздуху с помощью оптического телеграфа есть колдовство, идущее от дьявола.

Во Франции наблюдался постреволюционный синдром, уже проявляется фигура Наполеона. Чувствовалось приближение гражданской войны в самой Испании, в Англию въезд заказан. Еще в 1805 году Иван Матвеевич Муравьев-Апостол звал Бетанкура в Россию. Но тогда испанец отказался. И вот теперь, когда Европа готова была полыхнуть, Августин де Бетанкур-и-Молина, разменявший шестой десяток лет, соглашается переехать в неведанную ему страну.

Надо сказать, что Александр I сначала дал Бетанкуру полную свободу действий.

Россия находилась в полной технологической яме.

Дороги, каналы, финансы, мануфактуры и т.д. — все это требовало нового прогрессивного подхода.

И Бетанкур развернулся.

Во-первых, он основал Институт Корпуса инженеров путей сообщения, первое высшее учебное техническое заведение страны, став отцом, точнее сказать, дедушкой нашей инженерии.

Абитуриентов набрали с треском.

Некоторые из поступавших не имели представления даже об арифметике.

Первые 25 лет преподавание велось только на французском языке.

Не было русских специалистов.

В советское время вуз назывался ЛИИЖТ ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, его окончил мой отец, проработавший всю жизнь старшим механиком на Финляндском вокзале.

Далее по заказу Адмиралтейства Бенанкур спроектировал первую в мире землечерпалку на паровой тяге. Изначально он изобрел эту драгу в Англиии даже получил за проект премию от Королевского сельскохозяйственного общества в Лондоне, но построить ее так и не смог. Осуществить замысел удалось только в России.

Вот это поворот.

В-третьих выстроил здание экспедиции заготовления государственных бумаг, где деньги печатались, и где большинство оборудования было спроектировано им самим. И надо сказать, что это нанесло непоправимый урон фальшивомонетчикам, потому ранее поддельные ассигнации кто только не штамповал. Именно тогда на купюрах впервые появилось изображение двуглавого орла.

Перечислять заслуги испанца можно долго:

  • пушечный литейный дом в Казани;
  • переоборудование Тульского оружейного завода;
  • модернизация Александровской мануфактуры.

Но в нашем контексте главным делом Августина стала местная ярмарка, после которой Нижний Новгород из городка превратился в город.

Пред ним Макарьев суетно хлопочет. Онегин у Пушкина посещал еще Макарьевскую ярмарку. Нужно было переносить ее в другое место, потому что там она постоянно затоплялась, плюс грабежи речных пиратов. Николай Петрович Румянцев долго хлопотал об этом, но когда все его усилия закончились ничем, ярмарку просто спалили, судя по всему, не без его ведома. Тем самым ускорив ее перенос. Изначальный план разрабатывал петербургский архитектор Андриян Захаров, автор перестройки Адмиралтейства. Но Бетанкур его полностью переработал. Царь пожертвовал деньгами, выделенными на ремонт Зимнего дворца. Учитывая опыт возведения Исаакиевского пантонного моста, тогда он назывался плашкоутным, Бетанкур соединил и здесь два берега Оки наплавной переправой. Главным архитектором стал Огюст Монферран, секретарь Бетанкура Вигель называл его белобрысым французиком.

Монферран был также одним из проектов Бетанкура.

До приезда в Россию французик действительно имел немного опыта, но испанец сделал на него ставку, угадав недюжинный талант, и не прогадал.

Прогадал он в другом.

Бетанкур не назвал Александру I окончальную сумму, требовавшуюся на возведение ярмарки.

Ему казалось, что царь всегда будет ему благоволить и выделять деньги на все его замыслы.

Но отношение императора изменилось, и конец своей жизни Бетанкур провел фактически в опале.

А ведь он, несмотря на то, что так и не заговорил по-русски, перенял многие русские привычки:

  • парился в бане, позволял себе с мороза выпивать две рюмки водки;
  • катался на коньках.

А еще он очень любил котиков, и дарил их своей дочери.

Нижний до Бетанкура и Нижний после — это два разных мира.

Испанец с острова Тенерифе стал инженерным ангелом-хранителем огромной империи, экономическим нервом которой являлось теперь слияние Оки и Волги. И этот концепт ощущается до сих пор, в чем вы убедитесь сами, если приедите в Нижний Новгород.