Один из моих любимых фильмов на все времена — «Ищите женщину» 1982 г. На экраны он вышел в 1983. Я посмотрел его школьником, и уже тогда проникся обстановкой и, скорее всего, именно с этого времени влюбился во Францию. Понятное дело, что пока был жив СССР, ни о какой поездке в Западную Европу даже помыслить было нельзя, не то чтобы водить экскурсии в Париже. Но данная кинокартина наглядно демонстрирует, что система уже дышала на ладан из-за внутренних противоречий, которые были заложены в нее при самом основании.

Сначала о плюсах.      

Во-первых, это мастер-класс как за две копейки можно сделать светлое, романтичное и, самое главное, безумно смешное кино. Что ни фраза, то, выражаясь современным языком, мем. Потрясающая игра актеров, начиная с главной роли, которую сыграла Софико Чиаурели. Она была известная всем мировым кинокритикам по фильму «Цвет граната» Сергея Параджанова, ставшего манифестом советского авторского кино.

Сын заводского слесаря Леонид Куравлев со своим рязанским лицом органично вписался в образ инспектора парижского уголовного розыска.

Остап Бендер всех времен Сергей Юрский; молодой Абдулов в стильном костюме и плаще, от которого текли все советские зрительницы; Леонид Ярмольник, его друг, которого он и притащил на съемочную площадку, известный в то время публике как «цыпленок табака». Михалковская «Раба любви» Екатерина Соловей, после «Обломова» реальная топ-звезда.

Секс-бомба эпохи Елена Укращёнок, невольно ставшая тем, кого сейчас называют trendsetter, поскольку ее наряды рассматривались как пик моды. В общем букет, где каждый благоухал на свой лад, и все это вместе создало весьма притягивающий аромат для простого зрителя, скучавшего по тленным запахам капитализма, гниющего, но порабощающего своими миазмами.

Декораторам удалось создать в павильоне Мосфильма манящую обстановку парижской конторы. Если бы сейчас офисы оформлялись таким образом, то находиться в них было бы куда уютнее. Икеевские опенспейсы лично у меня убивают желание работать. Я помню, как мне тогда хотелось оказаться по ту сторону экрана, посидеть за этими столами, в этих креслах. Подобное чувство я словил потом в Эрмитаже, увидев библиотеку Николая II, мою недостижимую интерьерную мечту.

В общем этот фильм создавал атмосферу какого-то лампового тепла, и прикиньте, авторы попали 100% в парижский колорит. Я с удивлением обнаружил это потом, оказавшись во французской столице, и влюбившись в нее с первого раза. Правда потом разлюбил. Чтобы полюбить вновь и на этот раз окончательно.

Теперь об изнанке.

Как заведено во многих советских кинокартинах, большинство сцен снимаются одним планом, и это не авторская задумка, а нехватка бюджета и творческая лень. Постановка света за гранью, никаких контровых и прочих, все осветительные приборы отражаются в очках героев. Чиаурели при наезде камеры периодически не в фокусе. В общем это мастер-класс для оператора, как нельзя снимать кино. Но конкретно для меня в данном случае это терпимо в свете всех вышеописанных достоинств фильма.

Уже сейчас, когда я смотрел его свежим взглядом, бросилось в глаза, что инициалы GN не соответствуют имени Жак Нуаре, поскольку по-французски оно пишется Jacques. В Париже есть башня Saint-Jacques, и вообще с этим связано известное средневековое паломничество к предполагаемой могиле святого. Но и это хрен с ним, за редким исключением, в СССР французского никто не знал. А вот дальше уже полный п.

Конечно, исходя из современной логики, снимать нужно было в Париже. Но:

а) Кто вас туда выпустит?

б) Кто вам на это деньги даст. И не просто деньги. А валюту. Это слово в СССР ассоциировалось исключительно с фарцовкой и уголовным кодексом.

Поэтому по принципу «Трех мушкетеров» и «Шерлока Холмса» Европу изображали в родных пенатах. И ходили клянчить во французское посольство разные предметы и атрибуты от настенного календаря до телефона. Даже фуражку полицейского для Ярмольника одолжил посольский охранник. И вот я представляю себе голливудских киношников, которые просят в посольстве иностранного государства реквизит. Фантазия за гранью добра и зла.

В самом начале идут отрывки из фильмов, где мелькают Бельмондо и Ален Делон. Это само по себе странно, но еще более странно, что они даже не указаны в титрах. Сейчас никому в голову не придет тырить кадры со Сталлоне или Шварценеггером, поскольку прощай прокат, привет суды, но в Стране Советов на это было плевать. Еще Пушкин пытался бороться за свой копирайт, став вообще первым россиянином, озадачившимся этой проблемой, и до 1917 г. удалось создать определенную базу для защиты авторских прав, однако затем все пошло прахом. Я уже рассказывал в своей проходке, как в фильме «Переступить черту» звучит музыка запрещенной в СССР группы Pink Floyd, и ясен красен, в титрах вы ее тоже не найдете.

Но самого интересное, что автора пьесы даже не оповестили об экранизации. Я не знаю, чем думала режиссер Алла Сурикова, когда, взяв видеокассету, хотела в Париже показать фильм Роберу Тома. Потом в интервью она заявила, что драматурга интересовал только вопрос о деньгах за свои труды, но я не исключаю варианта, что он просто офигел от такой наглости. И вопрос о деньгах в данном случае был вполне уместен, поскольку он сам адаптировал свой текст по пьесе англичанина Джека Поплуэлла, и там, понятно дело, все договоренности были соблюдены.

К тому моменту основателя «новой советской волны» в кино Параджанова уже промариновали 4 года в тюрьме и к съемкам он смог вернуться только в год выхода «Ищите женщину». Система не могла прощать людям грех инакомыслия в открытую, а не у себя на кухне. Его фильм «Цвет граната» стал знаковым даже для таких персонажей, как Мадонна и Леди Гага. Боюсь, что этих девиц, окажись они в брежневской России, упекли бы в психушку или тюрьму тут же.

Подводя итог, сделаю очередной реверанс в сторону создателей фильма. Когда я учил французский язык, то решил посмотреть, а нет ли в сети оригинала, который называется La Perruche et le Poulet («Попугаиха и цыпленок»). И нашел. И переплевался. Постановка была настолько неудачной, что смахивала на заводской капустник. К сожалению, все дальнейшие фильмы Суриковой потихоньку скатывались примерно в такое же.

P.S.

Очень интересна судьба Елены Упращёнок, сыгравшей машинистку Виржинию Ренуар. Вместо того, чтобы после такого мощного старта и нахлынувшей популярности продолжать актерскую карьеру, она съехала с этой темы, уверовала в бога, вышла замуж за Радзинского, бывшего старше ее на 20 лет, и начала активную благотворительную деятельность. Если раньше, проводя экскурсии в Столешниковом переулке, я рассказывал, что в храме Космы и Дамиана когда-то была типография, то теперь буду еще говорить про встречи анонимных алкоголиков, которые проводит в стенах церкви эта замечательная женщина, помогающая так же неимущим, наркозависимым и заключенным.